Как программировать игры: языки, движки и все, что нужно знать начинающему разработчику. Где получить образование в сфере разработки игр Какой язык учить

«Хочу стать разработчиком компьютерных игр, но у меня ничего не получается. Ну нет у меня таланта, не дано мне этого. Да и денег у меня не так много, а значит нанять специалистов не получится. А если брать себе в команду таких же любителей как я – какой смысл? Ничего у нас не выйдет. Устроится на работу в какую-то уже готовую компанию разработчиков – это ещё сложнее. Выходит всё – никаких вариантов».


Вот такие оправдания придумывают себе игроки, мечтающие стать разработчиками компьютерных игр. Так ли всё сложно на практике? Для начала разберём, какие нужны личностные качества для того, чтобы стать хорошим создателем игр.

Личные качества разработчика игр

Во-первых общечеловеческие качества (начинайте загибать пальцы, если обладаете нижеперечисленным): настойчивость, усидчивость, открытость новым знаниям, хорошее чувство вкуса, богатая фантазия. Пожалуй, для начала хватит.

Всё это так… общий фон личности разработчика. Самое главное: хотите заниматься созданием игр – тогда у вас должен быть соответствующий ТАЛАНТ… Сейчас, наверное, возник вопрос: «Что? Талант? А без него никак не обойтись?».

Спокойствие, только спокойствие. Всё не так безнадёжно, как кажется.


Что такое талант? Это не какой-то дар свыше, данный с самого рождения. Вовсе нет. Пусть вас не вводит в заблуждение эта распространённая, но ложная формулировка.

Талант – это сильное, жгучее и непреодолимое желание заниматься определённым делом.

Без этого желания любое занятие превращается либо в обязанность, либо в интересную забаву. А вещи, созданные при таком рабочем настроении, без желания, не отличаются своим качеством. В творческих профессиях отсутствие таланта создателей чувствуется сразу.

Процесс разработки в игровой студии
Компьютерная игра, созданная из под палки могущественного издательства или ещё хуже - сваяная на коленке неопытными создателями модов, начинает выглядеть блекло на фоне гениальной работы команды талантливых разработчиков, получающих удовольствие от своей деятельности.

При этом стоит научится различать понятия «мечта», «увлечение» и «желание». Когда вы только планируете стать разработчиком, ничего не предпринимая – вы мечтаете. Когда начинаете что-то делать, учитесь создавать, изучаете игровые редакторы, спотыкаясь обо всё что можно – вы увлечены этим занятием. Когда же вы уже чётко решили довести это дело до конца, когда все мосты за спиной сожжены и уже нет возможности отказаться от этой идеи, когда вы сами так решили, а не кто-то вас заставил, когда больше не останавливают никакие препятствия, все они рано или поздно уничтожаются вами с помощью настойчивости – вот тогда вы действительно «желаете». Тот, кто хоть раз был влюблён, знает, что такое желать по-настоящему.

Проблема нехватки опыта

Огромное количество игроков, сделав несколько попыток по созданию своих игр, отказываются от этой безумной идеи. Ведь сразу ничего не получается, сказывается нехватка необходимого опыта. Это неправильный подход к делу.

Отсутствие должных навыков и знаний – не причина для того, чтобы забрасывать свою мечту.

Главное – чувствовать в себе талант - неугасаемое и жгучее желание создать что-то своё, задать свои правила игры, посвятить этому занятию всю свою жизнь.

Благодаря таланту рано или поздно улучшатся необходимые навыки, накопится требуемый уровень опыта, появится художественный вкус, интуитивное ощущение того, что и как нужно делать. Нужно лишь время и настойчивость. Только благодаря богатому практическому опыту появится возможность создать настоящий шедевр. Это действительно возможно.


В итоге, чтобы стать разработчиком игр, нужно:

В начале – талант, который можно разжечь в себе самостоятельно;
в процессе – терпение, настойчивость и открытость новым знаниям.

Категории разработчиков

Даже если не удаётся развить в себе талант, даже тогда можно заниматься разработкой игр. Наличие опыта так же не является обязательным условием, ведь кроме разработчиков-профессионалов существуют ещё и не менее многочисленные разработчики-любители.

Вообще, разработчиков всех уровней условно можно поделить на пять типов:


Типы разработчиков Качества
опытность увлеченность желание (талант)
опытность увлеченность -
опытность - -
- увлеченность желание (талант)
- увлеченность -

Мастера – профессиональные, опытные, увлеченные своим делом разработчики, имеющие сильное желание создавать игры, отдающие этому занятию всю свою жизнь. Именно такими и должны быть идеальные создатели игр, именно они и создают шедевры, достойные звания произведения искусства. Они есть в России, но их очень мало. Они не обучают молодёжь, не набирают себе новых специалистов, не торопятся со своими релизами. Они слишком увлечены своим основным делом, чтобы развивать всю индустрию в целом. Такими мастерами могут стать только настоящие фанаты компьютерных игр.


Ремесленники – опытные разработчики, занимающиеся созданием игр так же увлеченно, но только в рабочее время, без излишнего энтузиазма. Это так называемая «средняя прослойка» создателей игр. Они выпускают интересные, качественные игры, немного не дотягивающие до шедевров. Используют в своих играх чужие наработки, искусно преобразовывая и маскируя под свои. Но иногда их опытность позволяет отшлифовывать старые идеи до такого блеска, который в итоге затмевает первоисточник.

В России таких разработчиков чуть больше, чем создателей шедевров. Но на самом деле их должно быть в десятки раз больше. Если сравнивать с другими странами – разработчиков-среднячков у нас катастрофически не хватает.


Штамповщики – опытные разработчики, занимающиеся созданием игр ради заработка. Таких в игровой индустрии большинство. Те кто создают нишевые проекты, с самого начала направленные на определенную аудиторию. Главное для них – чтобы в игре были такие элементы, которые нравятся игрокам, которые уже неоднократно доказали свою востребованность. Творческий процесс сводится к минимуму. При этом ставки делаются на хорошую рекламу, на красивую графику и на стандартный игровой процесс. По большей части они выпускают упрощенные клоны популярных игр. В двух словах их творчество можно назвать «игры пустышки».

Сейчас «штамповщики» активно создают онлайновые, браузерные игры, приложения для социальных сетей, постепенно оставляя в покое однопользовательские игры.


Фанаты – непрофессиональные создатели, не имеющие должного опыта, но компенсирующие эту нехватку своим сильным желанием создавать компьютерные игры. На разработку полноценных игр им не хватает денег, и чаще всего они выпускают лишь фанатские дополнения, иногда очень качественные (так были созданы: Counter Strike, DotA, Portal).

Хотя, дополнениями дело не ограничивается, в последнее время приобрёл популярность новый формат – инди игры , являющие собой небольшие, необычные, новаторские игры, не требующие большого количества денег на разработку. В результате появления инди движения, фанаты получили ещё одну серьёзную возможность реализовывать свои смелые проекты.


Любители - обычные игроки, решившие попробовать себя в игростроении. Отсутствие опыта в этом случае ничем не компенсируется, и результат их деятельности оставляет желать лучшего. Не стоит путать фанатские и любительские дополнения. Работы фанатов намного качественней, но и встречаются реже. Работами же любителей завален весь интернет.


Хватит теории, теперь немного практических советов. Чаще всего именно эта информация необходима начинающим разработчикам игр. Есть несколько основных направлений, ведущих в игровую индустрию.

Разработка игр в одиночку (инди игры)

Во-первых, можно заняться разработкой игр в одиночку. В таком случае понадобятся общие знания всех этапов процесса создания игр: программирование, графика, дизайн, левелдизайн, озвучка, музыка, тексты, устранение ошибок, релиз. Если вы решите взвалить весь этот груз лишь на себя одного, то разработка средней по объёму игры может затянуться в лучшем случае на несколько лет, а в худшем – на всю жизнь.

Значительно облегчить нагрузку на автора игры может готовый игровой движок. Игровой движок – это программа, содержащая в себе общие алгоритмы построения игр. Чаще всего в игровом движке уже готова система уровней, есть модели игровых персонажей, физические законы, управляющие поведением игровых объектов, модули для подключения к игре различных медиафайлов: изображений, звуков, музыки. Автору остаётся лишь подставить в готовый движок своих персонажей, создать свои уровни, события, тексты и медиафайлы. Программирование сводится к минимуму, на первый план выходит дизайн и внутреннее содержание игры.

Некоторые игровые движки распространяются бесплатно, но более качественные, проработанные и современные – естественно продаются за деньги.

Бесплатные игровые движки (программы для создания игр):

2D: GameMaker 8, RPG Maker, Construct.
3D: GameMaker 3D, 3D Rad, Unity 3D, UDK, CryENGINE.
Flash: Adobe Gaming SDK, Stencyl, Citrus.
Mobile: Adobe AIR, Cocos2d, jMonkey engine.

Создание своей игровой студии

Во-вторых, можно собрать свою собственную группу разработчиков. Людей, которым интересно создание игр, не так уж много, как кажется. Не получится просто пройтись по своему многоквартирному дому и записать в команду всех играющих приятелей. Может быть многие из них и загорятся идеей стать знаменитым во всём мире разработчиками, но, скорее всего, никто из них не будет готов пожертвовать ради этого своё рабочее и даже личное время. Лучше всего подыскивать себе единомышленников на сайтах, специализирующихся именно на разработке игр. Там найдутся люди, хотя бы что-то уже умеющие. Тем более, вращаясь в кругах таких же разработчиков-любителей, вы волей-неволей будете набираться опыта и получать новые знания.

Сообщества разработчиков-любителей:

GcUp.ru , GameDev.ru , game-maker.ru .

Более подробно об этом на странице «Сайты о создании компьютерных игр ».

Устройство в профессиональную компанию

В-третьих, обладая некоторыми узкоспециализированными умениями и талантами, можно попробовать устроиться в существующую профессиональную игровую компанию. Есть множество самых разношерстных творческих профессий, специалисты которых необходимы в разработке компьютерных игр.

Профессии разработчиков игр:

Программист, художник, геймдизайнер, дизайнер карт, тестер.

Но, устроившись в большую компанию, вы не будете придумывать и создавать игры, вы лишь будете участвовать в их разработке, будете помогать реализации чужих игровых идей. Не смотря на это, общение с профессиональными разработчиками может принести вам уникальный бесценный опыт, который позднее можно будет использовать для своих собственных проектов.

Достижение "Почётный читатель сайт"
Понравилась статья? В благодарность можно поставить лайк через любую социальную сеть. Для вас это - один клик, для нас - очередной шаг вверх в рейтинге игровых сайтов.
Достижение "Почётный спонсор сайт"
Для особо щедрых есть возможность перевести деньги на счет сайта. В этом случае вы можете повлиять на выбор новой темы для статьи или прохождения.

Главное - в самом начале узнать, что нас ждёт, чтобы потом не свернуть на полпути, пройти все этапы и выпустить релиз. Подробно всем тонкостям, навыкам и хитростям мы обучаем на курсе « ». Здесь же рассмотрим первые шаги, которые ждут разработчика.

С чего начать разработку игры

Рассчитываем, что вы уже придумали, какой будет игра, разработали концепт и уже ищете способы разработки. Настало время реализовать свои задумки. Есть несколько вариантов, как это сделать.

  • Написать всё с нуля - сложный способ, но лучше начать с него, чтобы разобраться с языками.
  • Использовать движки - вариант полегче. Даже новичок, вооружившись мануалами из интернета, способен создать игру на одной из популярных платформ.
  • Найти заготовки - готовых шаблонов порой достаточно, чтобы выдать игру за свою, поменяв компоненты на свои.

Все три способа подразумевают какое-никакое программирование, так что знать хотя бы основы вам точно придётся.

Языки программирования

Подойдут любые, от Python и C до Pascal и Java. От выбора зависит то, сколько времени уйдёт на игру и для какой платформы будет релиз. Также язык влияет на производительность.

На C++, например, пишут для любой платформы, а вот PHP или JavaScript лучше подходят для браузерных игр. Если же вы используете один из движков, то лучше вдобавок изучать C# - на нём прописывают скрипты. Главное - не недооценивать языки. Движок Unity дружит и с JavaScript, а MineCraft был написан на Java.

Движки для создания игр

Среди современных выделим:

CryEngine

Crysis, Far Cry, Sniper II: Ghost Warrior.

Unreal Engine

Gears of War 4, Dead Pool, Mortal Kombat X, Tekken 7

Outlast, Assassin’s Creed: Identity, Temple Run, Deus Ex: The Fall.

Большой популярностью пользуется Unity , он рассчитан как на 2D- , так и на 3D-игры . Он подходит под разные платформы и языки. На нём создается большинство мобильных и инди-игр. Он бесплатный, но если вы зарабатываете на своих играх больше 100 тысяч долларов в год, то придётся делиться ими с разработчиками Unity.

Как строится игровой код

Допустим, вы выбрали язык и движок, составили план. Что дальше? Продумайте всё от и до. В зависимости от выбранного вами пути (чистый язык или использование движка) будет отличаться и то, что вас ждёт на разных этапах разработки.

Если делаете всё своими силами, то на ваши плечи ляжет работа над физикой, механикой, графикой, искусственным интеллектом и балансом. Если выбрали движок - можно вздохнуть спокойно.

Физика

Физика - это то, как мир игры реагирует на действия игрока или объектов внутри мира. Вот какие могут быть физические действия:

  • ходьба;
  • езда;
  • прыжки;
  • удары;
  • выстрелы;
  • падение предметов и так далее.

Если пишете сами, то для обычного прыжка придется:

  • проверить, находится ли игрок на земле;
  • менять координату Y, чтобы игрок поднимался вверх;
  • закончить подъём через какое-то время;
  • начинать и продолжать падение до тех пор, пока под ногами игрока не окажется земля.

Не говоря уже о том, что нужно работать над анимацией всего этого.

function jump () { If(gamer.jumpTimer >= 1 ) { gamer.y++; gamer.jumpTimer --; } else { If(gamer.y >= ground.y) { gamer.y--; } } }

В движках уже прописана физика, и нужно лишь подогнать её под свои нужды. Для примера:

  1. Вы поместили объект в рабочую область Unity.
  2. Указали, что для него нужно использовать физику.
  3. При запуске игры объект упадёт.

И для этого не придётся писать код вообще - всё уже предусмотрено.

Механика

Игровая механика - это то, какими способами игрок взаимодействует с миром. Совокупность игровых механик составляет игровой процесс. Например, вы уже реализовали возможность ходьбы и прыжков. Эта игра, скорее, платформер.

А если добавите механику получения опыта, повышения уровней, прокачки навыков, - игра станет походить на RPG. Механика - такая же важная составляющая игры, как и сюжет или графика.

Ещё один пример: вы написали сценарий к игре, в которой нужно сбежать из тюрьмы. Даже если игра будет самой линейной в мире, игровая механика может всё изменить:

  • если добавить стрельбу, то будет экшн;
  • если игрок будет безоружен, - стелс;
  • если ещё и замки нужно взламывать, то это уже головоломка или пазл.

Будучи программистом, придётся уделять много времени механике.

Графика

Раньше графика создавалась с помощью программного кода, потом придумали текстуры и спрайты, а для 3D-игр используются модели. Подготовив все текстуры и модели, нужно добавить их в игру.

В движке достаточно просто загрузить нужные файлы и прикрепить их к нужным моделям. Иначе - прописывать всё вручную, в том числе и анимацию.

Пример анимации двумерного персонажа

Для анимации 2D-объектов создаётся текстура по типу той, что на изображении выше. Она разбивается на равные части, которые сменяют друг друга. То есть игрок сначала видит первый кадр, который потом сменяется на второй, а затем на третий - это создает иллюзию движения.

Анимация в действии

Если брать 3D-модель, то используется скелетная анимация - модель как бы нанизывается на специальный каркас (скелет) с подвижными частями. Движение этих частей прописывается в коде.

На скриншоте видно, как персонаж сгибает руку в местах с точками (вершинами). Таких точек может быть очень много, если требуется сложная анимация - жесты, мимика и так далее.

Создаётся анимация так: прописываются точки координат или захватываются движения реального актера.

Первый способ сложный, но дешёвый, потому что от программиста требуется только прописать движения - сдвинуть точку A1 на координаты (50,240) .

Второй проще, потому что достаточно одеть актеров в специальные костюмы с маячками, отснять это и перенести в игру. Но тут, конечно, придётся оплатить костюмы, павильон, работу операторов, постановщиков и актёров.

Баланс

Чтобы играть было интересно, нужен баланс. Это значит, что у каждого противника должны быть сильные и слабые стороны. Так геймплей не превратится в убийство одуванчиков или десятичасовые перестрелки с боссом.

Например, если в шутере есть оружие с большим уроном, у него должна быть долгая перезарядка. Если урон маленький, перезарядка может быть быстрой. У бронированных врагов малая подвижность, а шустрые противники умирают с нескольких ударов или выстрелов.

Искусственный интеллект

Если геймплей предусматривает взаимодействие с NPC, то им нужно прописать модели поведения: реакцию на действия игрока, агрессивность, возможность вести диалоги или торговать.

Работа с ИИ - одна из самых сложных, потому что стоит учитывать множество ситуаций, для которых задумана реакция. Например, когда вы пытаетесь пройти в дверь, ваш компаньон обязательно должен преградить вам путь, чтобы жизнь малиной не казалась.

На какие платформы ориентироваться

Разобравшись с тем, как всё будет устроено в игре, можно приступать к разработке. Но чтобы проект был коммерчески успешен, выбирайте популярные платформы. Всего можно выделить четыре.

Российская индустрия разработки игр относительно молода. Первые коммерчески успешные игры появились за рубежом ещё в 70-х годах прошлого века. И несмотря на то, что в советское время у нас производили собственные игровые консоли, в 90-е мы совершенно потеряли этот рынок. Не до игр было. Ближе к началу 2000-х в России начинают формироваться достаточно крупные команды, которые берутся за создание отечественных игр. А в 2011 году согласно отчётам аналитиков оборот рынка компьютерных игр в России перевалил за миллиард долларов. Растущие компании-разработчики игр стимулируют спрос на специалистов. Рынок образуется стихийно, и главные качества, которые ценятся у сотрудников - здравое мышление и большой практический опыт.

Постепенно ситуация меняется. Требования к уровню разработчиков растут. И если художники и программисты, создающие игры, уже имеют возможность учиться не только на коленках, то гейм-дизайнеры по-прежнему полагаются лишь на собственный опыт.

Кто такие гейм-дизайнеры?

Пытаясь понять роль этого специалиста в команде разработки, лучше выбросить из головы слово «дизайн». У большинства из нас оно ассоциируется с графикой. Гейм-дизайнер не имеет к ней практически никакого отношения. Лучше всего его работу описывает доброе советское слово «инженер». Да, гейм-дизайнер - это своего рода главный инженер игрового проекта, который проектирует логику любой игры. Круг его задач обширен. Он должен обладать хорошим уровнем логики, знать математику, информационные технологии, русский и английский язык и массу других предметов. Иными словами, для разработки игр нужен широкий комплекс знаний. Специалист понимает программную логику, психологию игры, знает теорию вероятностей и умеет решать дифференциальные уравнения. И да, мы всё ещё говорим про разработку игр, а не про защиту кандидатской.

Найти людей, которые обладали бы таким широким кругом навыков, достаточно непросто. А спрос на них есть. Это диктует достаточно высокие размеры оплаты труда, мотивирующие нужных людей выбрать создание игр своей профессией.

Зачем нужно образование в игровой индустрии?

В России существует проблема нехватки профессиональных кадров для игровой индустрии. В первую очередь это касается гейм-дизайнеров, продюсеров и других специалистов, принимающих на проекте важные тактические решения. Это люди, которые прорабатывают, документируют и доносят до исполнителей основные идеи будущей компьютерной игры. Они следят за тем, чтобы игра разрабатывалась именно так, как была задумана. Гейм-дизайнер должен ещё до начала работы видеть, какой будет будущая игра и уметь передать своё видение художникам и программистам.

Многие кандидаты на должность гейм-дизайнера часто неправильно понимают, что же собой представляет эта работа, не имеют достаточного практического опыта, но хотят пойти работать в игровую индустрию. Очевидно, что такие сотрудники не могут получить хорошую должность в игровой компании. Образование же даёт заинтересованному человеку минимально необходимый набор знаний и задаёт вектор развития, позволяющий стать крутым геймдизайнером. Оно формирует общую картину и понимание методологии разработки игр, а также даёт первоначальный практический опыт в виде реализации собственных студенческих проектов. Всё это сильно увеличивает шансы на трудоустройство в крупную игровую компанию.

Западные аналоги

Началось комплексное образование в гейм-дизайне, как это ни удивительно, с графики. Канадская школа DigiPen, переехавшая со временем в США, стала одним из первых учебных заведений, открывших полноценное комплексное образование по разработке игр, по итогам которого выдавался диплом бакалавра наук. Произошло это не так давно, в 2008 году. А одним из первопроходцев этого дела был шотландский Университет Абертэй Данди, запустивший курсы для разработчиков игр ещё в 1996 году.

В то же время в 2000-х годах резкий рост мировой игровой индустрии простимулировал дальнейшее развитие образовательных учреждений, занимающихся обучением разработке игр. Это и Игровая Академия Германии, и Академия искусств Сан-Франциско, и даже Дармштадтский университет прикладных наук. В настоящее время важное место обучению геймдизайну выделено в Финляндии, которая до недавнего времени была ближайшей к Москве территорией, где имелось высшее образование в области разработки игр. Во многом это обусловлено успехом таких студий Rovio Entertainment с их мобильной серией-хитом Angry Birds и Supercell c Clash of clans. Их успех привел к невероятному буму инвестиций в игровые студии. Выходцы из компаний, создавших мобильные хиты, открыли новые студии и создали на рынке потребность в продюсерах и гейм-дизайнерах, что и привело в итоге к быстрому развитию профессионального образование геймдизайну в этой стране. Также значительное место игровое образование занимает в Германии, где уже давно обучают практически всем специальностям, востребованным в геймдеве: от комьюнити-менеджера до гейм-дизайнера.

История развития образования в сфере гейм-дизайна в России

До 2014 года в высших учебных заведениях России не существовало образовательных программ для подготовки специалистов в сфере создания игр. Был целый ряд попыток создать целую программу и отдельные короткие курсы. Образование в формате курсов было сформировано в том числе на базе Scream School и Real Time School.

Только в октябре 2014 года была запущена первая в России комплексная образовательная программа подготовки кадров для игровой индустрии в Высшей школе бизнес-информатики Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (ВШБИ). Это восьмимесячная программа профессиональной подготовки, дающая каждому ученику возможность развить все ключевые компетенции для работы в должностях в качестве гейм-дизайнера, продюсера, руководителя игрового проекта.

Учебная программа ориентируется на бизнес-задачи, поэтому к преподаванию привлекаются эксперты-практики. Значительная доля выпускников после окончания обучения трудоустраивается по специальности в крупные игровые компании, либо продолжают делать собственные проекты. Осенью 2015 года состоится новый набор слушателей на программу профессиональной переподготовки и новую недельную программу повышения квалификации «Практика монетизации онлайн-игр» .

Вот как комментирует ситуацию с образованием в российской игровой индустрии один из ведущих преподавателей ВШБИ, креативный продюсер Mail.Ru Group Дмитрий Табаков:

В игровые компании постоянно требуются специалисты с опытом. Но где взять опыт, если без опыта на работу не берут? Комплексное образование становится первым шагом в решении этой проблемы. Оно даёт слушателям необходимый набор знаний, который впоследствии может быть применён на практике.

Какие знания можно получить в «Вышке»?

В начале этого лета закончила обучение первая группа слушателей программы «Менеджмент игровых интернет-проектов» .

По итогам первого года обучения были собраны отзывы слушателей и результаты их дальнейшей работы. Это позволило оптимизировать программу: некоторые дисциплины были удалены или значительно сокращены, появились и совершенно новые, например, продюсирование игр. Основной упор программы сместился на гейм-дизайн. Всё, что касается игровой логики, расчётов математики сражений, экономики игры, баланса возможностей игроков, встало на первое место. Значительная роль выделена монетизации игровых проектов и психологии игрока.

При подготовке данной программы мы осознанно отказались от предметов, связанных с программированием и графикой. Задача курса - подготовка гейм-дизайнеров и продюсеров. Конечно, для успешной работы им необходимы технические основы разработки программных продуктов. Поэтому слушатели получат техническую информацию применительно к разработке игр - это и технические различия платформ, и особенности игровых движков, и клиент-серверное взаимодействие.

В прошлом году мы помогли нашим выпускникам с трудоустройством в игровые компании. Но оказалось, что для многих это не имело значения. Люди пришли за знаниями, уже имея стартапы или желая их основать. Знания, необходимые гейм-дизайнерам, лежат в самых различных областях, а потому эти курсы хорошо подходят в том числе для тех, кто желает разрабатывать игры самостоятельно.

Необходимо напомнить: образование по специальности не является панацеей, позволяющей легко добиться успеха. Оно лишь даёт человеку правильные знания и закладывает вектор для дальнейшего развития. Как поступить с полученным багажом, каждый решает сам.

Материал подготовили научный руководитель программы «Менеджмент игровых интернет-проектов»

Разработчик игр или gamedev — специалист, занимающийся созданием программного кода, визуализацией и концепцией игры, а также выбором средств для реализации поставленных задач. Профессия подходит тем, кого интересует информатика (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Разработчик может работать как самостоятельно, так и в команде, которая состоит из руководителей, геймдизайнеров , звукорежиссеров , тестировщиков и других IT-специалистов . Состав команды напрямую зависит от бюджета проекта, но если финансирование минимальное, то разработчик игр выполняет функции всех вышеперечисленных специалистов или те задачи, которые он сделать способен.

Представителей профессии условно можно разделить на несколько групп:

  • настоящие мэтры, которые занимаются разработкой популярных игр в известных компаниях;
  • профессионалы, занятые разработкой качественных игр среднего сегмента;
  • специалисты, которые разрабатывают простые игры (браузерные, мобильные и другие);
  • геймеры и любители, которые выпускают дополнения и индии-игры.

Для работы в этой сфере необходим диплом программиста . Также разработкой игр могут заниматься дизайнеры мобильных приложений, геймдизайнеры и другие профессионалы из сферы IT , предварительно пройдя короткий подготовительный курс .

Специфика профессии

Для создания простых игр специалист должен великолепно знать программирование, но если он хочет зарабатывать больше, то много времени придется уделять получению новых знаний:

  • инструмент Unity и другие движки, которые необходимы для создания 2D и 3D игр;
  • объектно-ориентированное программирование;
  • изучение языка программирования C#, Ajax и других;
  • оптимизация 2D и 3D игр;
  • 3D редакторы;
  • этапы проектировки игрового процесса, прорисовки, визуализации, анимации, физики и других аспектов игры;
  • основы разработки игр для мобильных устройств и многое другое.

Gamedev - универсальный специалист, который после обучения должен уметь создавать анимацию, визуальные эффекты, концепцию игры, дизайн, знать основы моделирования и юриспруденции. Да, разработчик, который работает сам на себя, должен уметь не только защищать, но и запатентовать разработанную игру или ПО для нее.

Многие студенты сегодня стремятся освоить эту специальность, но не все добиваются успеха. Лишь самые креативные и талантливые могут получить работу в известных компаниях, а остальные выпускники занимаются разработкой простых игр и получают за эту работу солидное вознаграждение.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Опытный и талантливый программист получит за разработку игр достойную заработную плату.
  2. Есть шанс трудоустроиться в известную компанию и получить популярность в определенных кругах.
  3. Специалисты, работающие на себя, могут творчески реализоваться.
  4. Игры для ПК и мобильных устройств пользуются популярностью, поэтому инвесторы охотно вкладывают средства в продвижение игровых программных продуктов.
  5. Профессия дает возможность работать с разными платформами (ОС, IOS/Android и другие).
  6. Зная языки программирования, программы для создания 3D графики, основы разработки мобильных приложений и другие направления, связанные с профессией, специалист сможет попробовать свои силы в каждой из этих сфер.

Минусы

  1. Разработчик должен отодвигать свои амбиции и творческие замыслы на второй план, ставя на первое место требования инвестора или заказчика.
  2. К опыту и знаниям специалиста выдвигаются серьезные требования, ведь от его профессионализма зависит успешность проекта.

Личные качества

Разработчик игр должен понимать, что создание игры - это первая ступенька на пути к успеху, ведь нужно собрать команду, найти инвестора, провести рекламную кампанию, которая действительно будет продавать созданный продукт. Поэтому разработчик должен отличаться такими чертами характера:

  • стрессоустойчивость;
  • выносливость;
  • отсутствие психологических проблем;
  • склонность к длительной работе;
  • задатки руководителя;
  • умение работать в коллективе;
  • предпринимательская жилка;
  • хорошо развитая фантазия.

Обучение на разработчика игр

Если студент желает после завершения учебы заниматься разработкой игр, то он изначально должен освоить либо профессию программиста, либо специальность геймдизайнера. Специальности «разработчик игр» в вузах СНГ нет, но после получения высшего образования можно пройти дополнительный обучающий курс в частной IT-академии.

Курс состоит из . Первый блок посвящен освоению азов программирования на C#, а уже со второго блока вы начнете создавать свои первые игры. Сразу после освоения азов вы начинаете сами программировать игры. После обучения вам уже есть, что показать на собеседовании.

Онлайн-курсы GeekBrains

Всего за 4 месяца люди без дополнительной подготовки могут освоить профессию «разработчик игр», занимаясь практической работой. Курс состоит из многоуровневой программы, поэтому студенты находят работу еще на стадии обучения. После завершения курса в руках у студента остается портфолио, отличное резюме, опыт работы и сертификат!

Школа Scream School

В этой школе студенты смогут получить полноценное образование или пройти подготовительные курсы, а также повысить свою квалификацию. Выпускники школы высоко ценятся на рынке труда, поэтому они быстро находят высокооплачиваемую работу. Срок обучения зависит от многих факторов, среди которых специализация, выбранная программа и другие.

Место работы

Современный бизнес постепенно переходит в интернет, поэтому разработчики игр востребованы на рынке труда. Дело в том, что мобильные и браузерные приложения становятся площадкой для рекламы того или иного продукта, а сетевые и обычные компьютерные игры давно уже приносят стабильный доход своим владельцам.

Представители профессии смогут трудоустроиться в агентства и копании, которые занимаются разработкой всех видов игр.

Оплата труда

Оплата труда этих специалистов чаще всего производится поэтапно по факту выполненной работы. Размер гонорара зависит от уровня подготовки разработчика, его обязанностей и проекта, над которым он трудится, а также от количества человек в команде. Но если специалист хочет получать стабильный заработок, то ему стоит обратить внимание на сегмент браузерных и социальных игр, мобильных приложений, а также игр для PlayStation.

Зарплата на 01.01.2020

Россия 22000—65000 ₽

Москва 80000—220000 ₽

Карьера

Разработчик игрового ПО способен реализовать свой талант в любой IT-специальности, поэтому перед ним распахнуты все двери. Он может открывать собственные компании, создавать продукты, которые интересны ему, а потом заниматься поиском инвесторов, работать на компанию или агентство, получая стабильную прибыль.

Профессиональные знания

  1. Языки программирования.
  2. Обязательно знание английского языка.
  3. Умение рисовать от руки или с помощью специальных программ.
  4. Знание Unity и других игровых движков.
  5. Умение работать с 3D-редакторами, программами для 3D-моделирования и другими инструментами для разработки игрового ПО.

Известные представители профессии

  1. Американ Макги.
  2. Уилл Райт.
  3. Хидэо Кодзима.

Что должны учитывать будущие ? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?

Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.

Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.

К чему стремиться?

Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?

Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.

Какой язык учить?

Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?

Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.

Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.

Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.

Достаточно ли одного языка?

Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).

Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.

Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.

Что брать за ориентир?

Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.

В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.