Математические игры для дошколят: подвижные, дидактические, настольные. Картотека логико - математических игр картотека по математике (старшая группа) на тему Строительные игры с математическим содержанием для дошкольников

Дидактическая игра «Веселые цифры»

«Веселые цифры»

Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для детей дошкольного возраста, при помощи которой ребенок научится «записывать» цифры, развивать зрительное восприятие и мелкую моторику рук.
Назначение. Для родителей, воспитателей детского сада, используется в свободной и индивидуальной игровой деятельности.
Дидактическая задача:

  • Учить выкладывать цифру по образцу;
  • Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;
  • Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своему успеху.

Материал:
Карточки с изображением цифр (от 0 — 9) ; цветные кружочки для наложения.


Руководство:
В игре могут принимать участие все дети группы или по усмотрению педагога для индивидуальной работы с целью ознакомления и закрепления написания цифр. Дети рассматривают карточку с цифрой – образцом, и накладывают цветные кружочки (можно по цвету) на них, способом наложения находят нужную форму. Если кружочки совпадают с плоскостной цифрой, задание выполнено правильно.

Пособие для работы с составом числа

Описание алгоритма изготовления пособия


Изготавливаю пособие для работы с составом числа.
Для этого использую тетрадь на пружине, универсальные салфетки.

Разрезаю тетрадь на три части, предварительно уменьшив листы.
Из салфеток изготавливаю различные геометрические фигуры.

В средней части у меня цифры от 2 до 10, по бокам наклеены фигуры, так же в разном количестве.

Задачи, которые помогает решить данное пособие.
Пособие можно использовать при обучении детей счетной деятельности, изучении состава числа, при решении арифметических задач.

Вариант использования пособия.
На начальном этапе дети работают с фигурами, считая их. При усложнении только с цифрами.
Это пособие очень хорошо подходит как для индивидуальной, так и групповой работе при работе с составом числа.
В этом пособии так же закрепляются названия геометрических фигур. Его можно так же использовать для сложения и вычитание цифр.

Дидактическая игра «Волшебные пазлы»

Функции дидактической игры: способствует активации мыслительной деятельности учащихся, вызывает у детей живой интерес и помогает усвоить учебный материал. Учит наблюдать, сравнивать, делать обобщение.

В данной игре мы закрепляем геометрические фигуры и закрепляем цвет. Так же можно наклеивать любые другие картинки в зависимости от занятия.

В этой игре у детей так же формируются психические процессы, развиваются внимание и память.

Дидактические игры с математическим содержанием

Старший дошкольный возраст

При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, о геометрических фигурах, временные и пространственные представления. Игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование различного наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать её привлекательной для детей.

Дидактическая игра должна сохранять свойственный играм занимательный и эмоциональный характер, благодаря чему повышается работоспособность детей на занятии.

Успешность усвоения и закрепления математических представлений в процессе игры зависит от правильного руководства воспитателем. Темп, продолжительность игры, оценка детских ответов, спокойная, деловая, доброжелательная реакция на ошибки детей, правильное использование математических терминов контролируются и направляются педагогом.

Здесь предлагаются игры, которые можно использовать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

"Исправь ошибку"

Игра способствует упражнению в счёте, закреплению умения обозначать различные количества предметов соответствующей цифрой. В игре могут быть использованы счётная лесенка или фланелеграф с набором объёмного или плоскостного счётного материала, геометрических фигур разного цвета, счётные карточки, карточки с изображением различного количества предметов, цифры.

Начиная игру, воспитатель ставит на фланелеграф несколько групп предметов. Например, 4 пирамидки, 2 ёлочки. Дети помогают поставить с каждой группой предметов соответствующую цифру. Затем по команде они закрывают глаза. Воспитатель меняет цифры местами. Например, подставляет к группе из трех предметов цифру 4, а к группе из четырёх предметов цифру 2. Открыв глаза, дети должны обнаружить ошибки. Кто-то у доски исправляет ошибки и объясняет свои действия.

В начале года дети считают предметы и обозначают их цифрами в пределах 5, а затем в пределах 10. Количество и сложность заданий постепенно возрастают. Так, сначала воспитатель допускает 1-2 "ошибки", меняя местами лишь цифры, вместе с увеличением групп предметов (до 7-8) количество "ошибок" можно также увеличить. Местами могут меняться также группы предметов, в то время как цифры остаются на прежних местах. Местоположение групп предметов и цифр может быть изменено, добавлено или убрано 1-2 предмета. Таким образом, цифра, стоящая рядом с данной группой предметов, не будет соответствовать количеству предметов. Воспитатель может оставить счетный материал и цифры не нарушая соответствия между ними, но вместе с тем попросить найти ошибку. Дети должны определить, что ошибок нет, всё осталось без изменения.

Игра повторяется несколько раз. По мере усвоения детьми знаний темп игры возрастает.

"Назови соседей"

Игра направлена на закрепление представлений о количественных отношениях между последовательными числами, порядка следования натурального ряда чисел. В игре могут быть использоваться цифры, карточки, куб с нанесёнными на его грани цифрами.

Правила игры. Воспитатель задаёт детям число. Дети должны отыскать "соседей" (предыдущее и последующее) данного числа и объяснить, почему именно эти числа являются "соседями" названного числа, одно - предыдущим, второе - последующим. Игра повторяется несколько раз. Она может иметь множество вариантов. Так, например, воспитатель подбрасывает куб, на гранях которого нанесены цифры. Дети смотрят, какая цифра повернётся к ним, и называют "соседей" числа, обозначенного этой цифрой. Можно задавать число, вывешивая на доске различные числовые карточки или отстукивая молоточком определенное количество ударов.

Можно предложить карточки с различным количеством нарисованных предметов или числовые карточки, а также специальные карточки с пустыми окошками до и после заданного числа (число может обозначаться кружками или цифрой). По-разному следует организовать ответы детей. Они могут устно называть "соседей" числа, могут показывать их цифрами или числовыми карточками.

Когда дошкольники только начинают усваивать количественные отношения между числами, знакомиться с терминами "последующее" и "предыдущее", целесообразно выкладывать на доске числовой ряд, что позволит детям быстро ориентироваться в числах. Затем постепенно "подсказка" убирается.

По мере усвоения детьми программного материала темп проведения игры увеличивается.

Игра направлена на усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и в обратном счёте, развитие внимания, памяти.

"Чудесный мешочек"

Игра направлена на упражнение детей в счёте с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами.

В "чудесном мешочке" находится счётный материал: мелкие игрушки, природный материал, 2-3 вида предметов или игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей и просит отсчитать столько предметов, сколько ребенок услышит ударов молоточка, бубна, или столько предметов, сколько кружков на числовой карточке, вывешенной на доске. Ведущий может не называть, какие именно предметы должен отсчитать ребенок, а загадать про это загадку. Например, "Кто на ветке шишки грыз и бросал орешки вниз?" Ребенок отгадывает и отсчитывает названное количество белочек. Затем ведущий предлагает детям придумать задание для ребенка, стоящего у доски. Задания должны быть разнообразными: подпрыгнуть столько раз, сколько он достал предметов, или присесть на один раз меньше (больше), стукнуть в бубен, пролезть в обруч, хлопнуть в ладоши столько раз (больше, меньше), сколько предметов достали из мешочка, или найти числовую карточку, соответствующую количеству отсчитанных предметов, или цифру, считать от указанного числа в прямом или обратном порядке, назвать "соседей" данного числа. Ребёнок, выполнивший задание правильно, становится ведущим. Он называет кого-то из детей и просит отсчитать определённое количество предметов. Игра повторятся несколько раз.

"Не ошибись"

Игра направлена на закрепление у детей представлений о количественных отношениях между числами, упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа, на упражнение в счёте с помощью слуховых и зрительных анализаторов, выработку умения обозначать различные количества соответствующей цифрой. В игре используются звучащие предметы, счётный материал, цифры, числовые карточки. Перед началом игры ведущий даёт детям задание: "Закройте глаза, я буду ударять молоточком. Внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов". Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно её. Например: "Я показал цифру 4, так как услышал 4 удара". В зависимости от заданий и умений детей воспитатель может использовать различные варианты игры: считать удары с открытыми глазами или закрытыми, показывать числовые карточки или цифры, обозначающие число ударов, отсчитывать столько же предметов или на один больше (на один меньше) указанного числа. Игра повторяется несколько раз.

"В какой руке сколько?"

Игра способствует закреплению знаний состава числа из двух меньших чисел, формированию внимания, памяти. Материалом для игры могут служить мелкие предметы: бусинки, орехи, камешки и т.д. (т.е. все то, что хорошо можно спрятать в детской руке). Воспитатель показывает детям предметы, приготовленные для игры, пересчитывает вместе с ними. Затем так, чтобы дети не видели, раскладывает эти предметы в обе руки. Для того чтобы не замедлялся темп игры, воспитатель договаривается с детьми называть сначала, сколько предметов в левой руке, а потом - сколько в правой, затем говорить, сколько получается вместе. Например: "Три и четыре, а вместе - семь", "Один и пять, а вместе - шесть" и т.д. В руках у воспитателя камешки разложены так, что получается один из возможных вариантов состава числа. Дети, стремясь угадать именно этот вариант, перечисляют все возможные варианты, пока, наконец, не назовут задуманный воспитателем. Детям, которые правильно называют один из вариантов состава числа, но не тот, который задуман, воспитатель отвечает: "Три и три, вместе шесть. Так может быть. Но у меня по другому". Тот ребенок, кто верно назовёт, в какой руке сколько спрятано предметов, становится ведущим. Теперь он раскладывает предметы в две руки и вызывает детей до тех пор, пока кто-то не назовёт задуманный им вариант состава числа. Так игра повторяется несколько раз.

Когда дети знакомятся с составом определенного числа из двух меньших чисел, в качестве подсказки целесообразно на доске или фланелеграфе выложить все возможные варианты состава данного числа. По мере усвоения состава числа наглядный материал меняется.

"Ручеек"

Игра направлена на закрепление знаний о составе числа из двух меньших чисел в пределах 10, а также на развитие наблюдательности и внимания.

Двое ведущих берутся за руки, образуя воротца, в руках у них цифра, например 8. Остальные дети разбегаются по комнате, у каждого из них в руках цифра (от 1 до 9). По сигналу воспитателя "Ручеек, в воротца!" дети должны разбиться на пары, образовав вместе заданное число (например, 3 и 5, 4 и 4, 7 и 1 и т.д.). "Ручеек" должен пройти через воротца. Дети, образующие воротца, пропускают только тех, кто правильно составил заданное число. Игра повторяется несколько раз, при этом меняются ведущие и цифра на воротцах.

"Что изменилось?"

Игра способствует закреплению представлений о порядковом счете, развитию пространственных ориентировок, а также развитию наблюдательности, памяти. Материалом к игре могут служить предметные картинки, счетный материал, игрушки. Перед детьми на столе или на доске ряд игрушек или предметов. Воспитатель предлагает пересчитать их по порядку (первый, второй, третий, четвертый и т.д.). Затем играющие закрывают глаза, а ведущий изменяет порядок расположения 1-2 предметов. Открыв глаза, дети должны рассказать, на котором по счету месте стояла игрушка или картинка раньше и которая она теперь.

Ведущий может направить внимание детей на определение местоположения одного предмета по отношению к другому. Открыв глаза, ребята должны сказать, что изменилось. Какие предметы находились слева и справа от перевернутого предмета, какие предметы находятся слева и справа теперь, а также между какими предметами находился тот предмет, который убрали или перевернули.

Игра повторяется несколько раз. Количество перестановок и темп игры определяются знаниями, наблюдательностью и способностью играющих переключиться с одного задания на другое.

"Путаница"

Игра способствует закреплению знания цифр, развитию наблюдательности, памяти. В игре используются цифры, расставленные на доске по порядку. Игра заключается в том, что дети закрывают глаза, а в это время воспитатель убирает одну из цифр. Открыв глаза, ребята должны обнаружить, "что напутано", и поставить цифру на место. Один из детей становится ведущим. Когда играющие усвоят правила игры, убирая цифру, воспитатель может передвинуть оставшиеся цифры так, чтобы между ними не было пространства, поменять цифры местами, нарушая порядок числового ряда, добавить цифру, которой не было в начале игры. Можно также оставить числовой ряд без изменения, однако при этом обратиться к детям с вопросом: "Что напутано?" Дети должны ответить, что на этот раз все цифры стоят по порядку.

Игра повторяется несколько раз, ускоряется темп игры. В начале года игра проводится с цифрами в пределах 5, затем с цифрами от 0 до 10.

"Живая неделя"

Игра направлена на закрепление представлений детей о последовательности дней недели. Воспитатель вызывает семерых детей и предлагает пересчитаться по порядку, после чего говорит, указывая на них: "Это - дни недели. Как вас зовут?" Первый ребёнок говорит: "Я - понедельник". Ребенок, стоящий вторым: "Я - вторник". Так они повторяют названия и порядок следования дней недели. Дети, сидящие за столами, следят за правильностью ответов. Затем дают задания "дням недели". Задания могут быть такими, например: "Тот, кто стоит на пятом месте, должен сделать шаг вперёд и сказать, как его зовут; "понедельник" должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько цветов стоит на окне, "среда" должна подойти к шкафу с игрушками, взять машинку и отдать её "воскресенью". "Дни недели" могут гулять по группе, но по сигналу воспитателя должны встать по порядку.

"Назови скорей"

Игра способствует запоминанию последовательности дней недели, развитию внимания, сообразительности. Игра проводится с мячом. Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч и спрашивает: "Какой день недели стоит перед воскресеньем; какой - перед средой, какой день недели стоит после вторника, после пятницы, между вторником и четвергом, между субботой и понедельником, какой день недели будет через день после понедельника, через день после четверга?" И т.д. Темп игры зависит от знаний детей и быстроты ответа. Воспитателю следует стремиться увеличивать темп игры. Желательно, чтобы в игре приняло участие наибольшее количество детей.

"Найди игрушку"

Игра направлена на развитие у детей умения изменять направление во время движения, ориентироваться в пространстве. В игре используются игрушки, спрятанные в разных местах комнаты, заготовленное "письмо".

Воспитатель говорит: "Ночью, когда детей не было в группе, к нам прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит всякие шутки, поэтому он спрятал игрушки и в письме написал, как их можно найти".

Он распечатывает конверт и читает: "Надо встать перед столом, пройти прямо". Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребёнок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает, за шторой находит матрёшку. "Писем" от Карлсона может быть 3 - 4.

"Пройди к флажку"

Игра направлена на развитие памяти, внимания. Перед началом занятия воспитатель расставляет в разных местах комнаты флажки. Буратино или другой сказочный персонаж с помощью воспитателя дает детям задание: "Дойти до окна, сделать три шага вправо". Ребенок выполняет задание и находит флажок. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество заданий увеличивается. Например, "Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо. Там найдешь флажок".

Игра повторяется несколько раз.

"Отгадай, где что?"

Игра направлена на развитие умения детей ориентироваться в пространстве. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть, какие предметы или кто из детей находится слева, справа, впереди, сзади них.

Например, воспитатель обращается к разным детям с вопросом: "Что находится впереди вас?"

Один ребенок отвечает, что впереди него - доска, другой - впереди него стул, третий - впереди него шкаф. Выслушав ответы 3 - 4 детей, воспитатель спрашивает: "Что находится слева от вас?" Ребята, которых воспитатель спрашивает, называют разные предметы, находящиеся слева от них, не повторяя друг друга.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В конце игры подсчитывается количество полученных очков - фишек.


Большую роль в развитии интеллекта дошкольника играет математика. И одна из главных задач воспитателя - вызвать интерес ребёнка к этому предмету. Тогда усвоение знаний будет успешным, что, несомненно, пригодится малышу в школьной жизни. Увлечь ребёнка математикой поможет игра. Она в непринуждённой форме развивает познавательную деятельность малыша, даёт возможность ему развиваться как личность, учит управлять собой.

Цели игрового занятия по математике в ДОУ, конкретные задачи и приёмы, актуальные для средней группы

Как показывает педагогическая практика , воспитанники детского сада проявляют повышенный интерес к тогда, когда заинтригованы, удивлены чем-то необычным. Поэтому при продумывании структуры занятий педагог должен обращать внимание на наличие в них элементов занимательности: сюрпризности, поиска, отгадывания. При таком подходе информация становится для малышей интересной, практически волшебной. Это очень актуально для воспитанников средней группы, которые ещё не отделяют игровую деятельность от непосредственно образовательной.

Занимательность и увлекательность в любой математический материал привносят игровые элементы, которые могут заключаться в любой задачке, упражнении на логику, развлечении. Сама игра при этом должна выполнять конкретную обучающую задачу:

  • заинтересовать ребёнка математическим материалом;
  • углубить его математические представления;
  • закрепить усвоенные знания, умения и навыки;
  • учить применять полученные знания по ФЭМП в прочих видах деятельности, и в новой обстановке.

В целом игровые занятия по ФЭМП преследуют следующие развивающие цели:

  • совершенствование у ребёнка мыслительных операций, памяти, внимания и восприятия;
  • формирование умения строить элементарные умозаключения, обосновывать свои предположения;
  • развитие усидчивости, умения владеть волевыми усилиями.

Воспитательная цель подобных игровых занятий - это развитие познавательного интереса к математике. При этом у малышей происходит совершенствование навыков социализации - в непринуждённой обстановке они учатся общаться друг с другом и педагогом.

Основным игровым приёмом на занятии по математике в средней группе является неожиданность преподнесения задания или упражнения от имени какого-нибудь сказочного персонажа или животного.

Ещё один ключевой приём - нестандартная постановка задачи: ребёнок должен что-то найти или о чем-то догадаться. Задача педагога - создать своего рода интригу, противоречивую ситуацию, требующую выдвижения и проверки разных гипотез. Тогда дети станут экспериментировать, что они очень любят делать. Например, малыши должны догадаться, почему узкая, но высокая машинка, в которой сидят пассажиры-зверушки, не сможет проехать в широкие, но низкие ворота. Так путём исследования постигается понятие высоты.

Подобные задания органично включаются в структуру занятия. Например, мамочка-белка не может сама разобраться, сколько грибочков и ягод ей нужно принести своим голодным деткам-бельчатам.

Введение в содержание занятия сказочных персонажей или милых зверюшек, несомненно, вызовет у малышей живой интерес

Занятие может даже полностью быть построено в виде сказки или путешествия какого-то героя. Например, дошкольникам предстоит добраться до замка злого Кощея Бессмертного. Для этого им предстоит пройти ряд испытаний. Одного из них - отмерить определённое число шагов вправо или влево (в пределах пяти - согласно программы для средней группы).

Дошкольникам будет интересно не просто отмерять шаги вправо или влево, а направлять к замку страшного Кощея Бессмертного

Введение в содержание занятий мультипликационных и сказочных персонажей мотивирует малышей 4–5 лет к освоению математических понятий. Эти герои приходят в гости к детям (игрушка либо картинка), принося с собой картинки-раскраски, геометрические фигуры, символические сувениры и пр. (наглядности должно быть как можно больше). В результате у дошкольников пробуждается живой интерес к математике, а также осознание своей значимости.

На игровом математическом занятии особую функцию выполняет интеграция познавательной деятельности в прочие виды, а конкретно: музыкальную, двигательную (ведь, организованные педагогом игры вполне могут быть подвижными или музыкальными) и изобразительную.

Основные разновидности игровых математических занятий в средней группе ДОУ

Многообразие игрового материала по ФЭМП является основанием для его классификации. Игры различаются по содержанию, характеру мыслительных операций, нацеленности на развитие определённых умений и навыков.

В зависимости от вида предполагаемой деятельности можно выделить дидактические, подвижные и логические игры по ФЭМП.

Дидактические игры по математике в средней группе: картотека (с целями применения)

Большое разнообразие дидактических игр - универсальное средство формирования математических представлений у малышей пятого года жизни. При этом предметные и словесные игры обычно проводятся непосредственно на образовательном занятии, настольно-печатные же уместно предлагать дошкольникам в свободное время.

Подобные пособия уместны для занятий с дошкольниками в свободное время

Среди дидактических игр по математике для средней группы можно выделить следующие группы:

  • игры, развивающие умение сопоставлять количество и число (к примеру, «Чайный сервиз», «Помоги черепашке найти свой остров» и пр.);
  • игровые пособия на усвоение знаний геометрических фигур («Домино фигур», «Теремок», «Чудесный мешочек», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Составь из треугольников» и др.);
  • пособия, знакомящие с понятием времени (например, «Сначала и потом»);
  • игры, закрепляющие представления о направлениях (справа, слева), расположении предметов в пространстве («Березка», «Лабиринты», «Аквариум» и др.);
  • пособия, развивающие внимание, умение внимательно рассматривать предметы», находить сходство и различия («Найди отличия», «Весёлые мышата», «Тени сказочных героев» и др.).

Рассмотрим подробно некоторые из указанных игр.

У каждой черепашки, которая плавает в море, есть свой домик - необитаемый остров, где она может отдохнуть и полежать на солнышке. Номер острова соответствует числу пятнышек на панцире. Задача малышей - поместить каждую черепашку в свой домик. Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками средней группы в свободное время, а также вполне можно включать в коллективную работу на занятии: карточки вывешиваются на доске, и несколько дошкольников поочередно подходят и выполняют действия.

Дидактическая игра на соотношение количества и числа

Принцип игры аналогичен предыдущему варианту. Воспитатель сообщает, что куклы хотят попить чаю. Для этого им нужны чайные пары: при этом цифра на чашке должна соответствовать количеству предметов на блюдце.

Цель игры - научиться соотносить количество и число

Педагог предлагает ребятам разыграть знакомую им сказку. Но необычно то, что героями её будут не зверюшки, а геометрические фигуры, которые хотят жить в красивом домике. Кстати, с помощью такой сказки дети обычно хорошо запоминают сложные для их возраста фигуры - трапецию и овал.

Игра-драматизация с персонажами - геометрическими фигурами

Игровой комплект также хорошо закрепляет у малышей знание геометрических форм. В неё можно играть коллективно (несколько человек) в свободное время.

Игра закрепляет умение различать геометрические формы

Для детей пятого года жизни осмысление временных понятий является достаточно сложным. На помощь придёт увлекательная дидактическая игра. Ребятам предлагаются картинки, на которых предметы изображены в их исходном состоянии (клубок, гусеница, колосок, семечки, младенец и пр.).

Изображения исходных предметов и объектов

Левая часть карточки свободна - туда надо поместить то, что получилось в итоге. Например, маленький цыплёнок вырос в большого красивого петуха, гусеница превратилась в прекрасную бабочку, из кучи кирпичей построили дом, а из семечка вырос подсолнух.

Картинки изображают, во что превратились предметы и объекты спустя какое-то время

Дошкольники должны назвать пространственное направление рыбок (плывёт влево/вправо, вверху/внизу аквариума).

Первый вариант расположения рыбок

Затем демонстрируется другая картинка, где изображены те же самые рыбки, но расположены они по-другому. Малыши также анализируют их расположение в пространстве.

Второй вариант расположения объектов

Детям предлагаются комплекты из геометрических фигур, из них нужно составить картинку по предложенному образцу (он вывешивается на доску).

Из геометрических фигур дошкольники составляют различные изображения

Подвижные игры

Математические знания в средней группе также успешно усваиваются, если процесс познания неразрывно связан с двигательной активностью дошкольника. Например, используя блоки Дьенеша, педагог может организовать игру «Найди свой домик». Каждый воспитанник получает фигуру (определенной формы, цвета, размера и толщины). Включается музыка, и дети начинают танцевать. По окончании музыкальной композиции все должны распределиться по «домикам» - подбежать к столу, на котором лежит треугольник, квадрат, круг или прямоугольник. Затем принцип игры меняется - нужно уже распределиться по цвету фигуры (желтый, красный и синий) либо по размеру (большая либо маленькая фигура).

Используя блоки Дьенеша, можно организовать с воспитанниками средней группы увлекательную подвижную игру

Ещё одна подвижная математическая игра – «Давай подвигаемся». Воспитатель бьёт в бубен определённое число раз. Дети внимательно считают удары, а затем делают столько же движений (они оговариваются заранее - малыши хлопают в ладоши, прыгают на месте и пр.)

Игра «Отгадай-ка» помогает воспитанникам средней группы запомнить различные геометрические фигуры. Малыши образуют круг, в центре которого стоит воспитатель с мячиком. Он показывает фигуру (например, красный круг), а дети должны сказать, на что она похожа (яблоко, помидор и пр.). Отвечает тот ребёнок, к которому педагог покатит мяч.

«Бабочки и цветы». На полу разложены картонные цветы (согласно количеству дошкольников). Педагог сообщает детям, что они превращаются в бабочек (дети машут воображаемыми крылышками). Под музыкальное сопровождение бабочки летают по комнате. Как только она останавливается, каждый ребёнок должен встать возле цветочка. При этом воспитатель уточняет, что количество цветов совпадает с числом бабочек - их поровну. Таким образом, данная игра закрепляет у воспитанников средней группы умение сравнивать группы предметов между собой.

Математическое содержание также может быть у пальчиковой игры или гимнастики для глаз. Малыши обычно очень любят такие занятия.

«Пчёлки»

«Вышли пальчики гулять»

«Игрушки»

«Котёнок»

Гимнастика для глаз «Кошечка»

  • Вот окошко распахнулось,
  • Вышла кошка на карниз.
  • Посмотрела кошка наверх,
  • Посмотрела кошка вниз.
  • Вот налево повернулась,
  • Проводила взглядом мух.
  • Потянулась, улыбнулась и уселась на карниз.

Логические игры

Освоение математики, прежде всего, связано с развитием логического мышления. И на помощь малышам опять-таки придут игры. Приведём ряд примеров.

Игровое пособие представляет собой логические картинки, которые подготавливают воспитанников средней группы к действиям сложения и вычитания, которые им предстоит осваивать в более старшем возрасте.

Игра подготавливает малышей к сложению и вычитанию

Логическая игра может быть словесной (без использования наглядности). Например, дети должны закончить фразу:

  1. Если два больше одного, то один… (меньше двух).
  2. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа … (вышел позже Саши).
  3. Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
  4. Если правая рука справа, то левая … (слева).
  5. Если стол выше стула, то стул … (ниже стола).

«Догадайся, что я вижу». Воспитатель выбирает в групповой комнате определённый предмет круглой (или квадратной, треугольной) формы и предлагает ребятам отгадать его. При этом малышам даются подсказки: например, он (предмет) прямоугольный, большой, зелёный (доска).

Как провести игровое занятие по ФЭМП в средней группе

Всегда увлекательно проходят математические занятия, полностью построенные в игровой форме.

Конспекты игровых математических занятий

ФИО автора Название конспекта
Морозова Л.С. «Мой родной посёлок «Белые Берега»»
(занятие для средней группы)
Образовательные задачи : учить счёту до 5; познакомить дошкольников на наглядной основе с образованием числа 5; закреплять знание цифр от 1 до 5; учить сравнивать числа 4 и 5 на основе сравнения множеств, получать равенство из неравенства; закреплять знание геометрических фигур; расширять знания детей о своей малой Родине.
Развивающие задачи : совершенствовать память, внимание, логическое мышление, развивать воображение и речевую активность.
Воспитательные задачи : формировать у дошкольников патриотические чувства по отношению к малой Родине.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Формирование целостной картины мира».
Демонстрационный материал: модели домов желтого и синего цвета (по 5 шт.);
Раздаточный материал: листы бумаги с двумя клеточками, расположенными в два ряда; бумажные цифры от 1 до 4 (по числу детей), геометрические фигуры - квадраты и треугольники синего цвета, желтые и красные круги(по количеству детей).
Ход занятия
1. Беседа.
Воспитатель. Дети, расскажите мне, что такое Родина? (Это место, где человек родился и живет).
- А кто мне ответит, как называется населённый пункт, в котором проживаем мы с вами? (Белые Берега)
- Кто из вас знает, на какой улице находится наш детский садик? (улица Пролетарская)
Ребята, сегодня я хочу отправиться вместе с Вами в путешествие. Скажите, а на чем можно путешествовать? (На самолете, поезде, воздушном шаре, автомобиле, велосипеде, самокате, мотоцикле, автобусе и пр.)
- Правильно, ну а я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Давайте вспомним, как выглядит это средство передвижения? (Он большой, красивый, круглой формы, внизу имеется специальная корзина для пассажиров).
- Чем наполнен воздушный шар? (Воздухом).
- Давайте мы сейчас наполним купол нашего шара воздухом. (Дошкольники выполняют дыхательное упражнение - интенсивно дуют ртом). А вы знаете, что попасть в корзину не просто. Первыми зайдут те из вас, кто назовёт свой домашний адрес (а остальные зайдут после них, все вместе).
- Ну вот и прекрасно, мы готовы к путешествию. А перемещаться мы будем по нашему поселку Белые Берега.
2. Словесная игра «Это так».
Дошкольники стоят возле воспитателя.
Воспитатель. Ребята, пока мы летим, я буду рассказывать, что имеется в нашем родном поселке. Если утверждение верно, вы скажете: «Это так». А если ошибочно - вы скажете: «Это не так».
В нашем поселке есть больница. (Это так).
Есть цирк. (Это не так).
Есть вокзал. (Это так).
Есть музей Великой Отечественной войны. (Это не так).
Есть Школа искусств. (Это так).
Есть Бумажная фабрика (Это так).
Есть Бассейн. (Это не так).
3. Игровое упражнение «Дома на улице Строителей».
Воспитатель вывешивает на доске модели домов двух цветов (4 желтых и 5 синих).
Воспитатель. Ребята, наш воздушный шар приземлился на улице Строителей. На улице Строителей построили дома желтого и синего цвета. Посчитайте, сколько домов желтых, а сколько синих. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают).
- Каких домиков больше? (Синих). Меньше? (Желтых). На сколько больше? (На один дом). На сколько меньше? (Тоже на один).
- А что же надо сделать, чтобы количество домов стало одинаковым? (Построить еще один желтый дом).
Ребенок прикрепляет на доску еще один домик жёлтого цвета.
- А теперь давайте посчитаем, сколько домов стало на улице Строителей. (Несколько детей поочередно подходят к доске и считают).
4. Игровое упражнение «Рассели жильцов».
Воспитатель. Ребята, на улице Строителей недавно построили новый двухэтажный дом. И вы можете помочь расселить жильцов по квартирам.
На столах заранее приготовлен раздаточный материал (бумажные модели домов - листы с двумя клетками в два ряда, цифры от 1 до 4). Дети самостоятельно выполняют задание.
Воспитатель. На первом этаже в квартире, расположенной справа, поселятся 4 жильца. (дошкольники помещают в правую клетку в нижнем ряду цифру 4, аналогично по указанию педагога заполняются остальные клеточки.)
5. Физкультминутка.
- А теперь мы с вами немного отдохнем.
  • По родному краю
  • Дружно мы шагаем. (Марш на месте.)
  • Справа от нас - зелёный луг. (Поворот направо.)
  • Слева находится лес (Поворот.)
  • В таком лесу полно чудес.
  • Белка с ветки на ветку скок (Прыжки.)
  • Филин крыльями машет. Ух!
  • А ж захватывает дух! (Махи руками.)

6. Игровое упражнение «Посади клумбу».
Воспитатель. Ребята, скажите, в нашем поселке есть цветущие клумбы? Правда, они очень красивые и радуют наш взгляд. Давайте же сделаем так, чтобы их стало еще больше.
На ковре разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает дошкольникам взять по одной геометрической фигуре.
Воспитатель. Положите большой желтый кружок на самую середину клумбы.
Вокруг желтого круга поместите синие квадраты. А между ними расположите красные круги. На большой круг желтого цвета положите синий треугольник. На красные круги положите маленькие желтые круги.
– Замечательно, вот мы и сделали с вами клумбу.
7. Игра малой подвижности с мячом «Наш посёлок».
Дошкольники стоят кругом, а воспитатель в центре.
Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Наш посёлок». Я буду вам по очереди бросать мяч, а вы должны подарить красивые слова нашему поселку. Давайте его похвалим. Какой он? (Прекрасный, большой, любимый, солнечный, приветливый, зеленый, уютный, родной, современный и т. д.)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по поселку Белые Берега. Наш воздушный шар приземлился на территории нашего детского садика. Пора выходить.

Морозова Л.С. «Репка»
(игровое математическое занятие по русской народной сказке для средней группы)
Воспитатель предлагает ребятам вспомнить знакомую сказку. В процессе рассказа малыши отвечают на вопросы и выкладывают персонажей на доске (поочередно вызываются несколько человек).
Примеры вопросов:
1. Кто стал тянуть репку первым?
2. Какой по счёт была бабка?
3. Кто стоит перед Жучкой?
4. Кто тянул репку самым последним?
Следующее задание связано с закреплением понятий «высокий-низкий»:
Кто в сказке «Репка» самый высокий персонаж? А кто самый низкий?
Воспитатель перемешивает героев, а ребята должны расположить их по росту (дошкольникам предлагается раздаточный материал).
И наконец, малыши должны угостить репкой четырёх своих друзей. Для этого бумажный силуэт репки (который лежит на столе у каждого ребёнка) нужно разрезать вначале на две части, а затем ещё пополам - до образования четырёх частей.

Перспективный план знакомства с дидактическими играми математического содержания для средней группы на год

Воспитатель: Морозова Л.С. (Некоторые игры немного опережают программу средней группы, поскольку дошкольники дополнительно посещали математический кружок)

Месяц Название игры, цель
Сентябрь
Цель: формировать умение соотносить количество и число.

Цель: повторить счет, цвета, развивать память, зрительно восприятие, наблюдательность, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
Октябрь «Фигуры»
Цель: закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах, развитие памяти, речи, внимания, мелкой моторики, учить находить предметы схожей формы в быту и окружающей среде и классифицировать их.
«Найди отличия»
Цель: соврешенствовать умение последовательно рассматривать предметы, сравнивать их, устанавливать сходство и различие, развивать умения считать, формировать устойчивое внимание, активизировать речь детей.
Ноябрь
Цель: формировать начальные представления о текучести времени.

Цель: совершенствовать умение соотносить количество и число.
Декабрь
Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, способности анализировать сложную форму предметов, мышления, усидчивости, сообразительности.
«Цифры»
Цель: знакомство с цифрами, упражнение в устном счете, тренировка внимания, мышления, совершенствование координации движений.
Январь «Лабиринты»
Цель: развивать логику, внимание, умение сосредоточиваться, мелкую моторику рук, фантазию.
«Учимся считать»
Цель: формировать умение соотносить количество и число, развитие ассоциативного мышления, совершенствование мелкой моторики рук.
Февраль
Цель: учить находить заданные силуэты, закреплять знание сказочных персонажей, развитие зрительного восприятия, приемов зрительного наложения, внимания, усидчивости, логического мышления.
«Лёгкий счёт»
Цель: упражнять в счете до 5-ти (прямом и обратном), знакомить с составом чисел в пределах 5-ти.
Март «Замок спящей красавицы»
Цель: повторить счет до 5, упражнять в соотношении количества и числа.
«Колумбово яйцо»
Цель: развитие сенсорики, пространственных представлений, умения анализировать предметы и изображения сложной формы.
Апрель «Сказка за сказкой»
Цель: упражнять в счете, учить объединять людей по их занятиям и эмоциональным состояниям.
«Веселый счет»
Цель: знакомство со счетом, развитие памяти, логического мышления и внимания.
Май
Цель: закрепить представления о взаиморасположении предметов в пространстве (слева и справа, вверху и внизу, между и рядом); повторить знакомые геометрические фигуры, совершенстовать умение различать предметы по ширине, развивать ориентировку на листе бумаги.
«Мои первые часы»
Цель: учить определять время по часам, формировать умение соотносить свой распорядок дня со временем на часах, тренировать мелкую моторику рук.

Как сделать дидактическую игру по математике для средней группы своими руками

Конечно, сегодня в продаже имеется огромное число самых разнообразных дидактических игр, в том числе и математического содержания. Однако увлечённому своей работой воспитателю будет интересно смастерить подобное развивающее пособие самостоятельно. Это не требует особых материальных затрат, а лишь немного времени и желания.

Приведём примеры таких самодельных игр.

  1. С помощью игры «Веселые мышата» дети повторяют счет, тренируют внимание, попутно упражняются в образовании формы родительного падежа единственного числа. По сюжету игры мышки нашли краски и принялись рисовать своими хвостиками, испачкались и вот теперь боятся попадаться маме на глаза. Воспитатель спрашивает дошкольников, сколько мышат на картинке, каких они цветов, сообщает, что один мышонок убежал и показывает соответствующее изображение. Дети должны сказать, какого мышонка не стало. Далее аналогично обыгрывается картинка с 3 и 2 мышатами. Чтобы сделать такую игру, нужно нарисовать четыре картинки, на которых представлены мышки разного цвета (их количество также разное).
  2. В игровом пособии «Тени сказочных героев» волшебные персонажи заколдованы, а снять колдовство можно только вернув каждому его тень. Воспитатель предлагает картинки с изображением популярных сказочных персонажей и их тени, причём их количество разное (волшебных героев меньше, чем теней). Дошкольники возвращают тени их хозяевам и по оставшейся тени (Баба-Яга) узнают, кто же их заколдовал. Данная игра развивает зрительное восприятие, приемы зрительного наложения, дети упражняются в количественном и порядковом счете, при этом закрепляется знание сказочных персонажей.
  3. Игра «Берёзка» закрепляет понятия о пространственном расположении предметов, а также цвет и форму. Для создания такого пособия педагогу необходимо нарисовать большого размера берёзу (на листе ватмана), разноцветных птичек и скворечники для них (каждый домик имеет крышу определённого цвета и вход круглой, квадратной или треугольной формы). Детям предлагаются различные задания, например, посадить синюю птичку в скворечник с оранжевой крышей, расположенный на нижней ветке слева.

Фотогалерея: самодельные дидактические игры по математике

Игра закрепляет у дошкольников знания о пространственном расположении предметов, знание цвета и формы Игра направлена на тренировку счёта, развитие внимание и закрепление цветов Игровое пособие развивает внимание и приёмы зрительного наложения

Игра - это большая радость для ребёнка дошкольного возраста, в то же самое время развивающая важные психические процессы (мышление и внимание, память и речь). Играя, ребёнок получает новые знания и умения, зачастую даже не догадываясь об этом. Проведение математических занятий в средней группе в игровой форме интеллектуально развивает детей, повышает их познавательный интерес. Кроме того, подобная деятельность полезна для социализации дошкольников - учит их общаться друг с другом и педагогом.

Сборник математических игр

(для детей дошкольного возраста)

Составила: Полубинская Н.П

    Пояснительная записка…………………………………………………..3

    Игры с цифрами и числами………………………………………………4

    Игры с геометрическими фигурами…………………………………….11

    Игры по разделу величина………………………………………………18

    Игры на логику………………………………………………………….. 20

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Коменский Я.

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Для успешного овладения знаниями по разделам формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) большая роль отводится дидактическим играм. Игра – ведущий вид деятельности детей, только в игре ребенок ненавязчиво усваивает и успешно закрепляет знания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий по ФЭМП как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня. Дидактические игры в структуре занятия по ФЭМП определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Игры с цифрами и числами

1. Дидактическая игра «Собери цветочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.


2. Дидактическая игра «Саночки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки- саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается

Игра может проводиться до трех раз.


3. Дидактическая игра «Угощение для белочки»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепление прямого и обратного счета в пределах 10.

Оборудование: карточки в форме орехов и грибов с цифрами от 1 до 10, два шнурочка разноцветных, картинка или игрушка белочка.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку о белке:

С ветки на ветку

Могу я летать.

Рыженький хвост

Никому не поймать.

Некогда летом

В лесу мне играть

Надо грибы

Для зимы собирать.

Демонстрирует картинку или игрушку белки, просит помочь белочке: собрать орехи и грибы. Дает задание собрать орешки от одного до десяти, нанизав на шнурочек, а грибы от 10 до одного. Проверяет выполнение, просит ребенка назвать цифры в прямом и обратном порядке.

Усложнения:

Можно собирать четные числа и нечетные в прямом и обратном порядке.


4. Дидактическая игра «Соберем урожай»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить состав чисел 6,7,8.

Оборудование: три корзинки с ячейками, карточки морковка и капуста с примерами на состав чисел 6,7 и 8.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.

Проводит беседу о заботах колхозников на полях осенью.

Предлагает помочь собрать морковь и капусту, правильно разложив по корзинам.


Проверяет выполнение задания (можно для проверки предложить счетные палочки).

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей и правильно соберет урожай?

5.Дидактическая игра «Помощь бабе Федоре»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение сравнивать числа при помощи знаков больше, меньше и равно, различать цифры от 1 до 12.

Оборудование: картинка бабы Федоры, карточки с изображением посуды, небольшие белые листочки, скрепки, простые карандаши.

Методика проведения:

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки К. И Чуковского "Федорино горе":

"И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу! "

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит. "

Ребята, из какой сказки посуда? Что случилось с ней? Кто ее обидел? Как можем помочь Федоре?

Чтобы вернуть посуду, нужно правильно расставить знаки: больше, меньше или равно!

Предлагает детям внимательно рассмотреть карточку и выполнить задание.

6. Дидактическая игра «Рыбалка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 6, 7 и 8.

Оборудование: карточки рыбки с примерами на состав чисел 6,7 и 8; 3 ведерка с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям разложить улов рыбака по ведрам.

Ребята, нужна ваша помощь - срочно необходимо накормить обитателей аквапарка: белый медведь съедает рыбу только 8 кг, тюлень - 6 кг, а дельфин - 7 кг. Ошибиться нельзя, будьте внимательны.

Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужное ведро.

Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

7. Дидактическая игра «Большая стирка»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 8, 9 и 10.

Оборудование: карточки вещей с примерами на состав чисел 8,9 и 10; три стиральных машинки с ячейками.

Методика проведения:

Предложить детям разложить белье по стиральным машинам-автоматам.

Ребята, близится праздник 8 марта, чтобы сделать маме подарок давайте поможем ей постирать белье.


8. Дидактическая игра «Помоги пчелкам попасть домой»

Возраст 5-6 лет

Цель: познакомить и закрепить состав чисел 5,6,7 и 8.

Оборудование: карточки пчелок с примерами на состав чисел 5,6,7 и 8; три улика с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на домики, прикрепленные на доске, уточняет, чьи они.

Создает проблемную ситуацию:

Пчелкам нужно попасть домой, а они не могут этого сделать, потому что не знают, какой их домик.

Дети соглашаются помочь, выбирают карточку-пчелку и ставят ее в нужный улик.

Как только все дети справляются с заданием, воспитатель проверяет правильность выполнения задания и благодарит детей за помощь.

Усложнения:

Можно предложить детям соревнование: кто быстрей поможет пчелкам попасть домой.

Играть можно индивидуально и по подгруппам.

Проверку может выполнять ребенок, хорошо усвоивший состав чисел.


9. Дидактическая игра «Морское путешествие»

Возраст 5-6 лет

Цель: закрепить умение решать примеры на + и – в пределах 6 - 11.

Оборудование: карточки лодочки с примерами на + и – в пределах от 6-11; четыре причала с ячейками.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, выбрав себе лодочку, и разойтись по группе. Дети выбирают карточку-лодочку, гуляют по группе, внимательно рассматривают ее, считают свой пример. По сигналу воспитателя «Швартуйся!»: дети выбирают нужный причал и причаливают свою лодочку.



Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Игры с геометрическими фигурами

1. Дидактическая игра «Портрет»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

Кто получился?

Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.


«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в подгруппах.

2.Дидактическая игра «Приключения колобка»

Возраст 4- 5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать круглые формы в овощах, фруктах и ягодах.

* Упражнять в умении называть различать основные цвета.

* Развивать логическое мышление.

Оборудование: картинки - колобок и радуга, картинки овощей, фруктов и ягод по цветам радуги круглой формы.

Методика проведения:

Воспитатель:

Сегодня к нам гости пришел сказочный герой: он круглый, от бабушки ушел. Кто это?

Правильно, колобок!

Выставляет картинку колобка на доске.

Колобок приглашает вас в путешествие. Катился колобок по лесу и вдруг увидел, как облачко опустилось на полянку, а из него волшебная разноцветная дорожка показалась. Что это за дорожка такая?

Правильно, это радуга!

Выставляет на доску картинку: облако с радугой.

Захотелось нашему колобку прогуляться по радуге. Запрыгнул он на красную полоску радуги и вдруг превратился…

Как вы думаете, чем мог стать наш колобок на красной дорожке? Какие овощи, фрукты или ягоды бывают круглыми и красными?

Помидор яблоко редиска малина

Молодцы, ребята. И покатился наш колобок дальше на оранжевую полоску.

Апельсин хурма тыква мандарин

В какие овощи, фрукты или ягоды мог превратиться наш колобок?

Помидор яблоко абрикос репка

Правильно, на зеленую.

Игра продолжается по аналогии.

Зеленая полоска радуги

Зеленое яблоко горох арбуз капуста виноград крыжовник

Голубая полоска радуги

Голубика

Синяя полоска радуги

Синий виноград

Фиолетовая полоска радуги

Слива капуста картошка

Воспитатель:

Вот и закончились приключения нашего колобка!

3. Дидактическая игра «Почини платье»

Возраст 5-6 лет

Цель:

Оборудование: силуэты платьев с «дырами» и детали для починки платьев.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает помочь Золушке починить платья для сестер. Необходимо каждую деталь поставить правильно на свое место. Ребенок должен назвать, какими геометрическими фигурами починил платье.

Усложнение. Можно детали разделить пополам, предложить самостоятельно вырезать заплатки.

4. Дидактическая игра «Почини сапоги»

Возраст 4-5 лет

Цель: уметь соотносить геометрические фигуры с «дырами».

Оборудование: силуэты сапог с «дырами» и геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание детей на сапоги: сапожнику нужна помощь, прохудились сапоги, их следует починить: найти нужную заплатку и положить на соответствующую дырку.

Ребенок берет геометрическую фигуру, называет ее, подбирает: куда она подходит. Воспитатель проверяет правильность выполнения.

5. Дидактическая игра «Рассели гостей»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат)

Оборудование: карточка-схема и набор игрушек мелких.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает расселить гостей в новый дом. Дети по указанию воспитателя ставят игрушки на соответствующие фигуры.

Например, лягушка живет в комнате с квадратными окнами, ребенок должен поставить игрушку лягушку на круг, и т.д.

6. Дидактическая игра «Расскажи, что изображено на картинке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение видеть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) в изображении предметов окружающей действительности и называть их.

Оборудование: картинка с изображение предметов из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать, что он видит на картинке и из каких геометрических фигур состоит предмет.

Например, желтое солнышко – оно круглое, облака – овальной формы и т.д.

7. Дидактическая игра «Подбери пару варежке»

Возраст 4-5 лет

Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

Оборудование: карточки-варежки, с изображением на них орнамента из геометрических фигур.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку помочь подобрать пару варежке и рассказать, каким узорам они украшены.

8. Дидактическая игра «Прятки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

*

* Развивать логическое мышление, умение анализировать.

Оборудование: карточка с изображением; набор геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть карточку и назвать, какие фигуры изображены на карточке. Обращает внимание, что геометрические фигуры расположены в ряды, некоторые спрятались. Воспитатель предлагает поставить по местам геометрические фигуры.

9. Дидактическая игра «Укрась салфетку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) и называть их.

* Развивать логическое мышление, воображение.

Оборудование: карточка 15x 15; набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники и овалы.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям украсить салфетки для своих мам геометрическими фигурами: кто как хочет. Выполнив задание, ребенок должен рассказывает: какими фигурами украсил салфетку и где их располагал.

Игры по разделу величина

1.Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания.

* Уточнить названия цветов.

Оборудование: овалы разного цвета и величины.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.

2. Дидактическая игра «Собери яблоки»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Упражнять в умении соотносить предметы с нужной величиной.

Оборудование: картинка с изображением яблони, яблочки разной величины: большие, поменьше и самые маленькие, 3 корзинки разной величины.

Методика проведения:

Воспитатель загадывает загадку:

Загляни в осенний сад
Чудо - мячики висят.
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок.

На столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне.

Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.

3. Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Возраст 4-5 лет

Цели:

* Закрепить умение различать величину предметов: большой, поменьше, самый маленький.

* Упражнять в умении раскладывать предметы слева направо в порядке возрастания и убывания.

Оборудование: карточки с изображением посуды разной величины: большие, поменьше и самые маленькие.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину.

Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.

Дети расставляют посуду, называют в порядке убывания, возрастания.

Игры на логику

1. Дидактическая игра «Сказка по клеткам»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по клеткам.

Оборудование: карточка с клетками, фишки - картинки с изображением предметов.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку, уточняет расположение цифр на ней, и фишки с изображением предметов, предлагает назвать: кто на них изображен. Педагог объясняет задание, чтобы получилась сказка нужно внимательно слушать и ставить фишки на нужную клеточку.

Воспитатель начинает рассказывать сказку: «Жила была девочка Маша (4,3), отправилась она гулять в лес (4,2). Высоко в небе парила птичка (1,2). Ласково светило солнце (1,4). На полянке Маша увидела красивые цветы (3,5). Скоро Маша увидела красивую бабочку (2,1). Хорошо летом в лесу».

Если ребенок правильно выполнял задание, то получится вот такая сказка по клеткам.


Вариантов сказок может быть очень много, все зависит от вас!

2. Дидактическая игра «Фантазеры»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить умение строить по схеме из деталей игры.

Оборудование: схемы, игра «Колумбово яйцо».

Методика проведения:

1 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в морское путешествие, но для этого нужно построить корабли по схемам из деталей игры. Дети строят по схемам корабли.




2 вариант игры.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебный лес и построить животных и птиц, которые могут обитать в этом лесу из деталей игры.

Дети придумывают изображения зверей и птиц.

3. Дидактическая игра «Вырастим цветы» (Блоки Дьеныша)

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Закрепить знания о геометрических фигурах.

* Развивать образное мышление, воображение.

Оборудование: карточка-схема - «Полянка со стебельками», наборы геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники по 5 шт. красные, синие и желтые; схемы для серединок и лепестков цветов, готовый образец.

Методика проведения:

Воспитатель показывает схему полянки:
- Ребята, посмотрите, на цветочной полянке случилась беда: злая волшебница заколдовала цветы - сделала их невидимыми. Волшебной стране срочно нужна ваша помощь, нужно расколдовать цветы.

Внимательно рассмотрите схемы для серединок и положите правильно нужные геометрические фигуры. А сейчас рассмотрите схемы для лепестков, будьте очень внимательны, и выложите лепестки нужными геометрическими фигурами.

Воспитатель для проверки предлагает готовый образец. Оценивает деятельность детей в игре, хвалит выполнивших правильно задание. С теми, кто затруднился, проводит индивидуально еще раз игру.

Схемы для лепестков.

Готовый образец:

4. Дидактическая игра «Загадки и отгадки»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать из счетных палочек предметы по схеме.

Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка и карты-схемы.

Методика проведения:

Воспитатель читает загадку и предлагает детям из счетных палочек построить отгадку по карте-схеме или по личному замыслу.


По волнам дворец плывет, Закружу, заверчу, в небеса улечу.
На себе людей везет. (вертолет)
(корабль)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

5. Дидактическая игра «Реши задачку»

Возраст 5-6 лет

Цели:

* Развивать образное мышление, воображение.

* Упражнять в умении выкладывать цифры из фасоли.

Оборудование: фасоль в тарелочке на каждого ребенка.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает решить стихотворную задачку, а ответ выложить на столе из фасоли.

Как-то ночью под кусточком Пять ворон на крышу сели,

Грибы выросли опять. Да еще к ним прилетели.

Два грибочка, три грибочка. Отвечайте быстро, смело

Сколько будет? Ровно...(пять) Сколько всех их прилетело? (семь)