Все топографические знаки и их обозначения. «План местности


География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "условные знаки" в других словарях:

    Символические, штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на топографических и других географических картах, а также на графических документах. В зависимости от предназначения различают… … Морской словарь

    Условные знаки - Условные знаки … Географический атлас

    Графические, буквенные и цифровые обозначения объектов и элементов местности, оперативно тактической и метеорологической обстановки, применяемые на топографической и др. географических картах, а также на графических документах. В зависимости от… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Условные знаки - графические условные обозначения и стандартные сокращения пояснительных надписей к ним, применяемые в военно оперативных документах, на схемах, картах, отчетных карточках и т. п. для обозначения положения войск, тыловых частей (подразделений)… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Vietovės objektų, kovinės ir meteorologinės situacijos žymėjimo žemėlapiuose ir kt. koviniuose grafiniuose dokumentuose ženklai. Pagal paskirtį jie būna taktiniai, topografiniai ir… … Artilerijos terminų žodynas

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Grafiniai simboliai, kuriais žemėlapiuose reiškiamas jų turinys. Simboliais vaizduojami fiziniai Žemės paviršiaus objektai (jų padėtis, kiekybiniai ir kokybiniai… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Условные знаки - знаки, используемые при составлении планов и схем места происшествия и иных мест производства следственных действий. Представляют собой совокупность стандартных топографических знаков и обозначений объектов, встречающихся в следственной… … Криминалистическая энциклопедия

    Условные знаки - символические штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на географических картах и графических документах. Различаются топографические, тактические и метеорологические У. з. Они могут… … Словарь военных терминов

    УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИКАХ Название материка Площадь в тыс. кв. км Координаты крайних точек Наибольшая высота над уровнем моря Наименьшая высота от уровня моря Евразия 54 870 сев. м. Челюскин 77º43′ с.ш. 104º18′ в.д. юж. м.… … Географический атлас

    Картографические условные знаки система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте,… … Википедия

Книги

  • , . Условные знаки для топографических планов. Масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1973 года (издательство`Недра`).…
  • Условные знаки для топографических планов , . Условные знаки для топографических планов. Масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1973 года (издательство "Недра"…

Условные знаки, которые мы видим на современных картах и планах, появились не сразу. На древних картах объекты изображались при помощи рисунков. Только начиная с середины 18 века рисунки стали заменять такими изображениями, какими объекты выглядят сверху, или обозначать объекты специальными знаками.

Условные знаки и легенда

Условные знаки - это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты. Древние картографы стремились передать с помощью знаков индивидуальные особенности объектов. Города изображали в виде стен и башен, леса - рисунками разных пород деревьев, а вместо названий городов наносили маленькие знамёна с изображением гербов или портретов правителей.

В настоящее время картографы используют очень разнообразные условные знаки. Они зависят от степени подробности, охвата территории и содержания картографического изображения. Знаки планов и карт крупного масштаба делают похожими на изображаемые объекты. Дома, например, обозначают прямоугольниками, лес закрашивают зелёным цветом. По планам можно узнать, из какого материала сделан мост, из каких пород деревьев состоит лее и получить много других сведений.

Значения показаны в легенде. Легенда изображение всех условных зпаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений. Легенда помогает читать план и карту, то есть понимать их содержание. С помощью условных знаков и легенды можно представить и описать объекты местности, узнать их форму, размеры, некоторые свойства, определить географическое положение.

Пo назначению и свойствам условные знаки планов и карт подразделяют на три вида: линейные, площадные и точечные.

Линейные знаки изображают дороги, трубопроводы, линии электропередачи, границы. Эти знаки, как правило, преувеличивают ширину объекта, но точно указывают его протяжённость.

Площадные (или масштабные) знаки служат для изображения объектов, размеры которых можно выразить в данной карты или плана. Это, например, озеро, участок леса, сад, поле. По плану или карте с помощью масштаба можно определить их длину, ширину, площадь. Площадные знаки, как правило, состоят из контура и заполняющих контур знаков или цветовой окраски. Все водные объекты (пресные озёра, болота, моря) на любых планах и картах имеют голубой цвет. Зелёным цветом на планах и картах крупного масштаба обозначают территории с растительным покровом (леса, кустарники, сады).

Точечные (или внемасштабные) знаки это точки или особые значки-рисунки. Они отображают небольшие объекты (колодцы, водонапорные башни, отдельно стоящие деревья па планах, населённые пункты, месторождения на картах). Из-за маленького размера такие объекты выразить в масштабе невозможно, поэтому определить их размеры по картографическому изображению нельзя.

Многие объекты, которые на картах обозначены значками, на планах отображают площадными условными знаками. Это, например, города, вулканы, месторождения полезных ископаемых.

На планах и картах много собственных географических названий, пояснительных подписей и цифровых обозначений. Они дают дополнительную количественную (длина и ширина моста, глубина водоёма, высота холма) или качественную (температура, солёность вод) характеристику объектов.

Рамки карты и координатные линии. Листы топографических карт имеют три рамки: внутреннюю, минутную и внешнюю. Внутреннюю рамку образуют отрезки параллелей, ограничивающих площадь карты с севера и юга, и отрезки меридианов, ограничивающих её с запада и востока. Значения широт и долгот на линиях внутренней рамки связаны с номенклатурой карты и написаны в каждом её углу.

Между внутренней и внешней рамками помещена минутная рамка, на которой нанесены деления, соответствующие одной минуте широты (слева и справа) и долготы (наверху и внизу). Точками на рамке отмечены десятки секунд.

Система прямоугольных координат на карте представлена километровой сеткой, образованной проведенными через 1 км координатными линиями x и y . Значения x и y , выраженные в километрах, надписаны на выходах линий за внутреннюю рамку карты.

Планы масштабов 1:5000-1:500 с прямоугольной разграфкой имеют только сетку прямоугольных координат. Ее линии проведены через 10 см.

Условные знаки. На планах и картах объекты местности изображают условными знаками.

Условные знаки различают контурные, внемасштабные и линейные.

Контурными условными знаками изображают объекты, форма и размеры которых могут быть переданы в масштабе плана (карты). К ним относятся земельные угодья (леса, сады, пашни, луга), водоёмы, а для более крупных масштабов - здания, сооружения. Очертания объектов (контуры) на плане показывают точечным пунктиром или линиями определённой толщины и цвета. Внутри контура помещают знаки, указывающие характер объекта.

Внемасштабными условными знаками изображают объекты, которые необходимо нанести на план, но невозможно изобразить в масштабе (бензоколонки, колодцы, пункты геодезической сети и др.).

Линейными условными знаками изображают объекты, длина которых выражается в масштабе плана, а ширина не выражается (линии электропередач и связи, трубопроводы, ограды, тропы).

Для отражения характеристик изображаемых объектов многие условные знаки сопровождаются пояснительными подписями. Так, при изображении железной дороги указывают высоту насыпи и глубину выемки, ширину колеи на узкоколейной дороге. При изображении шоссе указывают его ширину и материал покрытия; при изображении линий связи – число проводов и их назначение; при изображении лесов – породу деревьев, среднюю высоту, толщину стволов и расстояние между деревьями.

Изображение рельефа. На картах и планах рельеф изображают с помощью горизонталей, высотных отметок и условных знаков.

Горизонтали - линии сечения земной поверхности равноотстоящими уровенными поверхностями. Иными словами, горизонтали - это линии равных высот. Горизонтали, подобно другим точкам местности, проецируют на уровенную поверхность Q и наносят на план (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Горизонтали: h – высота сечения рельефа; d – заложение

Разность h высот смежных горизонталей, равная расстоянию между секущими поверхностями, называется высотой сечения рельефа . Значение высоты сечения подписывают у нижней рамки плана.

Горизонтальное расстояние между соседними горизонталями называется заложением . Минимальным в данном месте является заложение, перпендикулярное к горизонталям, – заложение ската . Чем меньше заложение ската, тем круче скат.

Направление ската указывают бергштрихами - короткими штрихами у некоторых горизонталей, направленными в сторону спуска. На отдельных горизонталях в их разрывах пишут их высоту так, чтобы верх цифр указывал в сторону подъёма.

Горизонтали с круглыми значениями высот делают утолщёнными, а для отражения деталей рельефа используют полугоризонтали – штриховые линии, соответствующие половине высоты сечения рельефа, а также вспомогательные горизонтали с короткими штрихами, проводимые на произвольной высоте.

Изображение рельефа горизонталями дополняется вписыванием на план отметок высот около характерных точек рельефа и специальными условными знаками, изображающими обрывы, скалы, овраги и т. п.

Основными формами рельефа являются гора, котловина, хребет, лощина и седловина (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Основные формы рельефа: а – гора; б – котловина; в – хребет; г – лощина; д – седловина; 1 – водораздельная линия; 2 – водосливная линия.

Гора (возвышенность, холм, курган, сопка) изображается замкнутыми горизонталями с бергштрихами, обращёнными наружу (рис. 4.4, а ). Характерными точками горы являются её вершина и точки у подошвы.

Котловина (впадина) тоже изображается замкнутыми горизонталями, но с бергштрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, б ). Характерными точками котловины являются точки на её дне и вдоль бровки.

Хребет - вытянутая возвышенность. Изображается огибающими гребень хребта и идущими по его скатам вытянутыми горизонталями (рис. 4.4, в ). Бергштрихи, как и у горы, обращены наружу. Характерной линией хребта является проходящая вдоль его гребня водораздельная линия .

Лощина (долина, ущелье, овраг, балка) – вытянутое в одном направлении углубление. Изображается вытянутыми, горизонталями с бергшрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, г ). Характерной линией лощины является водосливная линия (тальвег) - линия, по которой сбегает вода.

Седловина (перевал) – понижение между двумя возвышенностями (рис. 4.4, д ). По обе стороны к седловине примыкают лощины. Седловина – это место пересечения водораздельной и водосливной линий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ» г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог д/о

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2014 год

План - конспект

занятия по теме

«Условные знаки топографических карт».

Цель занятия: Дать представление об условных знаках топографических карт.

Задачи занятия:

Ознакомить занимающихся с понятием условные знаки и его разновидностями;

Привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с условными знаками.

2. карточки с тестовыми заданиями.

Тип занятий: Изучение нового материала.

Литература: 1. Алешин В.М. «Туристская топография» - Профиздат, 1987 г.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В., «Туристская топография» - Профиздат, 1985 г.

3. Власов А, Нгорный А. - «Туризм» (учебно-методическое пособие), М., Высшая

школа,1977 г.

4. Воронов А. - «Справочник туриста по топографии» - Краснодар., Кн.изд-во, 1973

6. Куприн А., «Топография для всех» - М., Недра, 1976 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (45)

Изложение новой информации.

3. Закрепление изученного материала. (8)

4. Подведение итогов занятия. (2)

5. Организационный момент. (2)

Ход занятия.

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Условные знаки топографических карт».

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными сло­вами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Что же такое условные знаки?

Условные знаки – это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты. Так, например, лес на топо­графических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на са­мом деле зеленый); дома и другие строения изображаются прямо­угольниками, так как если на них смотреть сверху, они действитель­но почти всегда имеют форму прямоугольников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже ка­жется нам голубой. Но не всегда можно точно по форме, цвету и раз­меру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к при­меру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной кар­те (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией тол­щиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. Ма­ленькие по размерам, но важные местные предметы изображают на топографических картах особыми внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют действительным разме­рам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изо­бражают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говорится, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Например, асфальтовое шоссе на карте изображают ярко-красной линией.

Условные знаки, используемые при составлении спортивных карт для соревнований по спортивному ориентированию, несколько отличаются от топографических. Главное их назначение - дать спортсме­ну ту информацию о местности, которая необходима ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Так, для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а от­крытое пространство - поля, луга, поляны в лесу. Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

1) линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Тему записать на доске.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.

2) фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

3) площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.,

это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глу­бина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографиче­ских знаков.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные доро­ги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грун­товые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бе­тонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шос­ сейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно- цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ши­рину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­ нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым по­крыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - бу­ква «Б», а если шоссе покрыто бу лыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К».

Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие ис­кусственного покрытия. Все грунтовые доро­ги подразделяются на три вида: простые грун­товые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные до­роги и так

называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка вы­пуклую форму для лучшего стока воды, кюве­ты по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами со­ бой от постоянной ходьбы людей. В густонаселенной местности не редко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Такое мно­ жество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направ­ лении. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов. Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги - тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину.

Железные дороги раньше изо­ бражали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся по­ переменно черными и белыми ша шечками. Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два ко­ ротких штриха поперек знака же­ лезной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще ко­ роткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это зна чит, что дорога электрифицирована.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек вну­три белого прямоугольника ставится на той стороне железной доро­ги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят дере­вянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бы­вают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топо­графические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки раз­рываются (рис. 37). Пояснительным зна­ком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: ДЗ =
(24 - 5)/10. Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - де­рево (если мост бетонный, ставится буква

«К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в ре­ке. В числителе дроби первая цифра, 24 ,- длина моста в метрах, вто­рая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 пока­зывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой макси­мальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень ма­ленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто назы­вают их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на бе­рег. Топографический знак пешеходного моста очень прост.

Очень часто дороги пересекаются не­большими сухими

овражками, лощина­ми, по которым ручьи текут только вес­ной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная тру­ба для

Занимающиеся записывают себе в тетрадь.

Условные знаки зарисовывают себе в тетради

шоссе

Простая грунтовая дорога

Проселочная дорога

Улучшенная грунтовая дорога

Железная дорога

Мост

Пешеходный мост

стока воды. У таких труб есть свой топографический знак.

Группа №2. Населенные пункты, отдельные строения

Вэтой группе пятнадцать важнейших топографических знаков. Са­ми населенные пункты - деревни, аулы, хутора, поселки, города - сложные образования, состоящие из различных строений и сооруже­ний. Поэтому нет простого топографического знака населенного пунк­та - он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Отдельные жилые и нежилые строения изображаются внемасштабным черным пря­моугольничком. Если же строение очень большое по площади, а карта крупно­масштабная, то строение изображается фигу­рой черного цвета, подобной по форме и раз­мерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный. Нередко на некотором удалении от деревни или поселка стоит жилой дом со своим огоро­дом, садом, хозяйственными постройками.

Для такого отдельного двора, или хутора, существует специальный топографический знак.

В населенных пунктах различают кварталы с преобладанием деревянных (не огнестойких) и каменных (огнестойких) строений. Топографи­ческий знак квартала населенного пункта ог­раничивается тонкими черными линиями. Внутри его дается фон либо желтого цвета (ес­ли в квартале преобладают деревянные строе­ния), либо оранжевого цвета (если в квартале преобладают каменные огнестойкие строения). По фону располагаются черного цвета прямо­угольнички - внемасштабные знаки отдель­ных домов, строений или масштабные знаки отдельных крупных строении. Рядом со знаками некоторых строений дается их характе­ристика. Например: «ШК.» - школа, «БОЛЬН.» - больница, «ЭЛ-СТ.» - электростанция, «САН» - санаторий.

Топографический знак забора (ограждения) - самая тонкая черная линия на карте. Такой знак часто встречается на картах в виде лома­ной замкнутой линии, что обозначает какую-то огороженную забо­ром территорию.

Если на мелкомасштабной карте изображается промышленное пред­приятие, то приходится применять внемасштабный знак завода (фаб­рики) с трубой (имеется в виду труба высокая, могущая служить ори­ентиром, видимым на достаточно большом расстоянии) или без трубы. Рядом со знаком дается сокращенный пояснительный знак, характе­ризующий вид продукции, выпускаемой предприятием. Например: «кирп» - кирпичный завод, «мук.» - мукомольная фабрика, «бум.» -бумагоделательная фабрика, «сах.» - сахарозавод и т.п.

Если же промышленное предприятие занимает большую площадь, то применяются обычные масштабные знаки, показывающие все или почти все строения и сооружения на его территории: забор, здание заводоуправления, це­ха, склады и др., при этом здесь же помеща­ется и зачерненный на­половину

по диагонали внемасштабный знак завода.

труба под дорогой

Отдельные строения

Хутор

Городская застройка

Заводы и фабрики

Внутри населенного пункта может находиться церковь, памятник или монумент, кладбище . Кладбище может быть маленьким и большим, с деревьями и без деревьев. Поэ­ тому для изображения кладбища применяется как масштабный, так и внемасштабный знак. В походах и путешествиях можно встретить даже в глухом лесу отдельный двор, где живет

лесник и его семья. Дом лесника имеет свой то­пографический знак - обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.».

Важными ориентирами могут служить хоро­шо видимые издалека различные постройки ба­ шенного типа - водонапорные башни, пожар­ные вышки, силосные башни. Они обозначают­ся одним внемасштабным знаком, рядом с кото­рым часто дается пояснение, что это за башня.

Хорошими ориентирами являются также и высокие, стоящие чаще всего на вершинах хол­мов деревянные вышки с наблюдательной пло­щадкой на самом верху, куда ведет лестница. Это так называемые пункты триангуляции (их коротко называют тригопунками). Рядом со знаком тригопункта на карте всегда стоит ка­кое-нибудь число, которое обозначает высоту основания вышки над уровнем Балтийского мо­ря в метрах и сантиметрах.

Знак, напоминающий кирпичики, уложенные друг на друга, - торфоразработки, то есть место, где добывают торф.

И последние из этой группы очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, это линии связи и линии электропередачи (ЛЭП).

Линии связи обозначаются на всех кар­тах, независимо от характера связи, тон­кой черной линией с черными точками на ней. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередач (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Знак ЛЭП состо-2т из тонкой черной линии, на которой с интервалом в один сантиметр располага­ются точки или черточки со стрелками.

Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах - корот­кие утолщенные черточки.

Группа №3. Гидрография

В этой группе 8 основных знаков, которые необходимо знать.

В пешеходных путешествиях туристы постоянно «общаются» с по­верхностными водами земли - ставят лагерь на берегах рек и озер, прокладывают маршруты вдоль рек, переходят их вброд, преодолевают болота, канавы, пользуются родниками, чтобы приготовить на костре пищу.

Один из основных топографических знаков этой группы - знак ре­ки - может быть и масштабным и внемасштабным (по ширине реки). Знак широкой, большой реки состоит из двух элементов - контура береговых линий реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака - голубого фона, изображающего поверхность реки, то есть про­странства занятого водой.

Церковь

памятник

дом лесника

башня

тригопункт

торфоразработки

Линия связи

Линии электропередачи

Большая река

Внемасштабный знак малой реки или ручья представляет собой простую тонкую синюю линию, которая, однако, постепенно утол­щается от истока к устью.

Бывают ручьи, которые «живут» только весной и в начале лета, а потом в них вода исчезает. Это пересы­ хающие ручьи и речки. Знак таких ручьев и рек - тонкая синяя, но не сплош­ная, а прерывистая линия

Информацию, куда течет река и какова скорость течения, тоже даст топографическая карта пояснительным знаком гидрографии - чер­ной стрелкой, показывающей направление течения реки, и цифра­ми, ставящимися в середине стрелки и показывающими скорость те­чения в метрах в секунду.

Море, озеро, пруд изображаются так же: тонкой синей линией показываются конту­ры берегов, а зеркало воды - голубым фоном.

В густонаселенной местности колодцы, расположенные в населенных пунктах, по­казываются только на очень крупномас­штабных картах (на планах местности). Знак колодца - синий кружок с синей точ­кой в центре.

Водные источники (родники, ключи) тоже показываются на топографических картах только тогда, когда они не пересыхающие и значительные по количеству воды. Знак ис­точника (родника) - синий кружочек. Если из родника вытекает постоянный ручей, то он показывается соответствующим знаком. Если же вода вскоре опять уходит в землю, знак ручья не показывается.

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые (или даже совсем не­проходимые), через которые двигаться опасно и лучше обходить стороной. Соот­ветственно есть и два знака болот: короткие синие горизонтальные штришки, сгруппи­рованные в форме ромбов неправильной формы - это проходимое болото, а вот сплошные горизонтальные синие штрихи - болото непроходимое. Границы болот оконтуриваются черной пунктирной линией.

И последний знак этой группы - канавы, знаки у которых - тонкие синие линии. Этот знак похож на знак обычного ручья, но по форме резко отличается от него: ли­ния ручья всегда плавно-извилистая, а у канав линии ломаные с длинными ровны­ми без изгибов участками.

Группа № 4. Растительность

Вэту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными знаками.

Первый знак - это границы угодий, то есть площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У вся­кого леса есть опушка, у поля, луга, болота - край. Это и есть их гра­ницы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной ли­нией черного цвета. Но границы угодий не всегда показываются пун­ктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, лу­га идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, то есть са­ма дорога уже отграничивает лес от поля, поле от луга, луг от болота ит.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и яв­ляется границей.

Когда проведены границы угодий пунктиром (или каким-то дру­гим знаком) - то есть даны их контуры, с обеих сторон от границы да­ется заполняющий знак - фон и другие значки, которые показыва­ют, чем именно занят контур, какая в нем растительность.

Знак леса - зеленый фон. Если лес старый (как говорят - спелый), то фон делается темно-зеленым, а если лес молодой (поросль леса) - свет ло зеленым. Так же изображаются и парки в населенных пунктах.
Важно знать не только то, что это лес, но и какой он - какие в нем про израстают породы деревьев, как густо они растут.
Для этого есть специальные пояснительные знаки
- характеристики древостоя. Эти знаки представ ляют собой изображения маленьких деревцев, подписей и цифр около них. Если в данном лесу (или части леса) преобладают хвойные деревья, на зеленом фоне рисуются маленькие елочки , а если преобладают лиственные породы - маленькие березки, у которых правая сторо на кроны делается зачерненной. Если же лес смешанный - рядом рисуются и елочка и березка. Сокращенной подписью слева знаков указывается, какие породы хвой ных и лиственных деревьев здесь преобладают.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дро­би дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а ко­эффициент, стоящий за дробью, - среднее расстояние между деревь­ями (то есть густота леса).

В лесах встречаются просеки - длинные лесные коридоры. Такие просеки прорубаются (просекаются) специально и для того, чтобы лес лучше проветривался и освещался солнцем. Чаще всего просеки делаются взаимно перпендикулярными: одни идут с севера на юг, другие пересекают их с запада на восток. Просеки бывают разной ширины: от 2-3 до 10-12 м, а иногда встречаются очень широкие - до 50 и больше метров. Такие большие просеки делаются для про­кладки через леса газопроводов, нефтепроводов, шоссейных и желез­ных дорог, линий высоковольтной электропередачи.

Просеки делят лес на кварталы, и каждый лесной квартал имеет свой номер. На перекрестках просек стоят квартальные столбы, на гранях которых написаны краской эти номера. Не по каждой просе­ке идет дорога, бывают очень сильно заросшие просеки, по которым пробираться даже труднее, чем прямо по лесу. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги - тонкая черная штриховая линия. Здесь же ставится цифра, показы­вающая ширину ее в метрах.

Для молодой поросли леса кроме светло-зеленого фона применяется дополнитель­ный заполняющий знак: по фону рядами идут маленькие черные кружочки, но их ряды располагаются под 45° к рамкам кар­ты.

Фруктовые сады тоже изображаются зе­леным фоном с рядами маленьких черных кружочков, но здесь ряды их идут под 90° к рамкам карты.

Лесная вырубка показывается на белом фоне. Заполняющим контур вырубки зна­ком являются расположенные в шахмат­ном порядке черные вертикальные штрихи с коротким черным горизонтальным штришком в нижнем конце.

Знак редколесья тоже, как правило, рас­полагается на белом фоне в виде черных кружков с хвостиком внизу, который на­правлен всегда на восток.

На крупномасштабных топографических картах показываются отдельные группы кустарников в виде черного кружка с тремя утолщенными черными точками по внеш­нему краю. Это знак внемасштабный. Если же кустарники занимают на ме­стности значительные площади террито­рии, они уже показываются контуром (пун­ктир), который внутри заполняется светло-зеленым фоном, а по фону разбросаны в произвольном порядке кружочки с тремя точками.

Узкие полосы леса изображаются на кар­тах без зеленого фона в виде цепочки чер­ных кружков. Это внемасштабный знак лесополосы. Если же полоса леса достаточно широка для данного масштаба карты, то она изображается обычным зна­ком леса. Встречаются и узкие полосы кустарников (живая изгородь). Они изобража­ются внемасштабным знаком - цепочкой мелких черных кружков, чередующихся с утолщенными точками.

Вдоль дорог нередко встречаются специ­ально высаженные деревья, образующие как бы зеленый коридор вдоль дороги (аллею). Этообсадки, которые на картах пока­зываются мелкими черными кружочками по бокам дороги.

Отдельно стоящие деревья (не в лесу, а в поле), если они большие и имеют значение ориентиров (то есть хорошо видны со всех сторон на достаточно большом расстоянии), тоже обозначаются на топографических картах своим внемасштабным знаком.

Луга имеют свой знак: внутри контура, ог­раничивающего луг, в шахматном порядке ставятся маленькие черные кавычки. Луга могут занимать очень большие пространства, могут тянуться узкими лента­ми в пойме рек. Маленькие поляны в лесу - это тоже луга. Знак проходимого болота поч­ти всегда сочетается со знаком луга, потому что такое болото всегда покрыто травой.

По краям деревень располагаются огоро­ды. Знак огорода в недавнем прошлом пре­терпел серьезное изменение: старый знак представлял собой косую штриховку сплошными и штриховыми линиями черно­го цвета, идущими то в одном, то в другом направлении. Новый знак огорода - серый фон.

Последний знак этой группы, знак пашни,

Это белый фон в черном пунктирном кон­туре.

Группа № 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицательными формами рельефа. К положительным формам рельефа от­носятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна песчаный подвижный холм); к отрицательным - котловина, низ­менность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма. Формы: рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередова­ния выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или злато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положи­тельных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плав­ные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у воз­вышенностей и низменно­стей, мы говорим: здесь мяг­кий и плавный рельеф или - здесь резкий, жесткий рельеф.

Существуют два основных способа пере­дачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие фор­мы - особой линией с зубчиками. Эти зуб­чики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда напра­влены вершины зубцов, туда склон опус­кается - идет вниз почти отвесным обры­вом. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхо­ждения от искусственных обрывов, зубча­тые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по до­линам рек, овраги и т.п.) и черного (искус­ственные насыпи, дамбы, склоны карье­ров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ста­вится цифра, показывающая длину обры­ва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественны­ ми и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но малень­кими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значитель­ ные размеры по площади, то их показыва ют масштабными знаками (рис. 74). Цифра, стоящая рядом со зна­ком кургана и ямы, тоже обозначает их глубину и высоту.

Насыпи и выемки вдоль дороги тоже изображаются на картах зуб­чатой линией, но уже черного цвета, так как они - искусственные со­оружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насы­пи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, - по выемке. Цифры обозначают наибольшую высоту этих склонов.

У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная под­пись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа являются овраги , которые образуются в рыхлых осадочных породах под действием раз­мыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - яв­ление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень кру­тые, но постепенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают дер­ном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложби­ ну, лощину). У оврага есть вершина, дно и устье. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.

Малая река

Пересыхающая река

Море, озеро

колодец

родник, ключ

просеки

Фруктовый сад

вырубка редколесье

кустарники

Обсадка

Луга

Жесткие формы рельефа

Ямы и курганы

Насыпи и выемки

Карьер

Два типичных представителя мягких форм рельефа - антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не пока­жешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» - горизонталями. А если затем начертить эти ли­нии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о релье­фе (рис. 78). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно та­кая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоско­стями и котловину. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг» - гора).

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и на­ зывается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизон­ тальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h ) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рису­нок горизонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не за­путаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричне­вым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в то­пографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам по­могает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх - туда идет подъем. Отмет­ки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Бок холма, кото­рый круче, на карте изобра­зится горизонталями, распо­ложенными близко друг к другу, а другая, пологая сто­рона холма, наоборот, изобра­зится разреженными горизон­талями.

Между вершинами двух со­седних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть по­нижение. Такое понижение называется седловиной. А под седловиной на
склонах холмов чаще всего возникают промоины и овра­ги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с
мягкими.

Группа № 6. Специальные знаки

Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и, вместе с тем, все-таки прихо­дится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или назва­ние какого-нибудь другого местного предмета.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизон­тальными (направление запад - восток) разными шрифтами - у од­них пунктов буквы надписи пожирнее и повыше ростом, у других по­тоньше и имеют небольшой наклон. Через такую разницу шрифтовчитателю карты сообщается определенная информация: примерное
количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись покрупнее. Под каждым названием населенного пункта стоят цифры, которые обозначают количество строений (дворов) в этой деревне или поселке. Рядом с этими цифрами кое-где стоят буквы

«СС», обозначающие, что в этом населенном пункте находится сельский совет, то есть местный орган власти.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, маршруты переездов, места ночевок и дневок, места дневных привалов на обед, достопримечательные места на маршруте.

3. Закрепление изученного материала .

1. Что такое условные знаки?

2. На сколько групп можно разделить топографические условные знаки?

3. Перечислите эти группы?

4. Перечислите, что относится к линейным?

5. Перечислите, что относится к площадным видам?

6. На сколько групп разделены топографические знаки?

4. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, даёт установку на следующее занятие.

5. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.

Основные элементы содержания карты. Масштабные, внемасштабные и пояснительные условные знаки. Оформление карт. Общие правила чтения топографических карт

Основные элементы содержания карты

Условные знаки - это графические обозначения, показывающие положение какого-либо объекта на местности и передающие его качественную и количественную характеристику. В РФ и странах СНГ используется 465 условных знаков (в США - 243, во Франции - 288. в ФРГ - 231).

Группы однородных местных предметов изображаются на картах с помощью основного (ба-зового) условного знака. Качественная и количественная характеристика объектов одной группы определяется с помощью усложнения базового условного знака.

Чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов и с большими подробностями показыва-ется на ней при изображении данной территории. С уменьшением масштаба карты сокраща-ется информационная емкость изображения на ней различных объектов.

На топографических картах масштаба 1:25000 - 1:100000 показываются по возможности все топографические объекты и их характерные особенности, имеющие значение для войск. На картах масштабов 1:200000 и 1:500000 отображаются лишь наиболее существенные из них, причем со значительным обобщением их плановых очертаний и других показателей.

Условные знаки местных предметов делятся на три основные группы:

Масштабный;

Внемасштабные;

Пояснительные.

Масштабными (или контурными) условными знаками обозначаются объекты, выражающиеся в масштабе карты, то есть такие, размеры которых (длину, ширину, площадь) можно измерить по карте.

Каждый такой знак состоит из контура, т.е. планового очертания изображаемого объекта и заполняющего его пояснительного обозначения в виде фоновой окраски, цветной штриховки или сетки одинаковых по своему рисунку значков (запоминающих знаков), указывающих род и разновидность объекта. Контуры объектов показываются на картах пунктиром, если они не совпадают с другими линиями местности (канавами, береговыми линиями, дорогами и т.д.), которые обозначаются своими условными знаками.

Внемасштабными (точечными) условными знаками изображаются малоразмерные объекты (колодцы, отдельные дома, башни, памятники и др.), не выражающиеся в масштабе карты, фигурный рисунок такого знака включает главную точку, показывающую точное положение объекта на местности, и обозначает, что это за предмет.

Внемасштабные условные знаки можно разделить на 4 группы в зависимости от положения главной точки:

Знаки, имеющие центр симметрии, (кружок, квадрат, прямоугольник, звездочка и т.д.); главная точка совпадает с центром симметрии;

Знаки, имеющие широкое основание, главная точка - в середине основания;

Знаки, имеющие основание в виде прямого угла; главная точка - в вершине утла;

Знаки, представляющие сочетание нескольких фигур; главная точка - в центре симметрия нижней фигуры.

Геометрический центр фигуры

Рис. 1. 1 - пункты геодезической сети; 2 - точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами; 3 - астрономические пункты; 4 - церкви; 5 - заводы, фабрики и мельницы без труб; 6 - электростанции; 7 - водяные мельницы и лесопилки; 8 - склады горючего и газгольдеры; 9 - шахты и штольни действующие; 10 - нефтяные и газовые скважины без вышек.

Середина основания знака


Рис. 2. 1 - заводские и фабричные трубы; 2 - терриконы; 3 - телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции; 4 - метеорологические станции; 5 - семафоры и светофоры; 6 - памятники, монументы, братские могилы, туры и каменные столбы высотой более 1 м; 7 - буддийские монастыри; 8 - отдельно лежащие камни.

Вершина прямого угла у основания знака

Рис. 3. 1 - ветряные двигатели; 2 - бензоколонки и заправочные станции4 3 - ветряные мельницы; 4 - постоянные знаки речной сигнализации; 5 - отдельно стоящие лиственные деревья; 6 - отдельно стоящие хвойные деревья

Геометрический центр нижней фигуры


Рис. 4. 1 - заводы, фабрики и мельницы с трубами; 2 - будки трансформаторные; 3 - радиостанции и телецентры; 4 - нефтяные и газовые вышки; 5 - сооружения башенного типа; 6 - часовни; 7 - мечети; 8 - радиомачты и телевизионные мачты; 9 - печи для обжига извести и древесного угля; 10 - мазары, суборганы.

Этими главными точками необходимо пользоваться при точных измерениях расстояний между объектами по карте и при определении координат объектов. К внемасштабным условным знакам относятся такие знаки дорог, ручьев и других линейных объектов, у которых в масштабе выражается только длина, ширина же не может быть измерена по карте. Точное положение таких объек-тов на местности соответствует продольной оси (середина) знака на карте.

Пояснительные условные знаки применяются для дополнительной качественной и количественной характеристики изображаемых объектов и показа их разновидностей (например, условный знак дерева внутри леса).

Оформление карт

Зарамочное оформление топографических карт. На каждом листе топографической карты с внешней стороны рамки помещаются различные сведения, необходимые для работы с картон.

Под номенклатурой даются номер и год издания карты.

Под нижней (южной) стороной рамки слева приводятся данные о магнитном склонении, сближении меридианов и поправке направления, а на чертеже показана взаимосвязь этих угловых величин; посередине помещаются линейный и численный масштабы карты, указываются величина масштаба и высота сечения рельефа; правее масштаба находится шкала заложений, предназначае-мая для определения крутизны скатов; справа указывается, когда и каким методом создана карта. Данные о времени создания карты позволяют судить о соответствии карты местности на данный момент (период).

Между внутренней и внешней линиями рамки листа карты даются оцифровка вертикальных и горизонтальных линий координатной (километровой) сетки и подписи географических координат (широты и долготы) углов рамки.

Стороны рамки разбиты на минутные деления (по широте и долготе), а каждое минутное деление точками разбито на шесть частей по десять секунд каждая.

Кроме того, у выходов железных и шоссейных дорог дано название ближайшего города, поселка или станции, куда ведет данная дорога, с указанием расстояния в километрах от рамки до этого населенного пункта (станции).

Внутри рамок подписываются также собственные названия населенных пунктов, которые только частично изображены на данном листе, а большая часть их расположена на соседнем листе.

Общие правила чтения топографических карт

Читать карту - это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.

Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рель-ефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.

Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность за

стройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.