Мастера войны, тактическая игра вконтакте в стиле jagged alliance, обзор, отзыв, обучение. Мастера войны, тактическая игра вконтакте в стиле jagged alliance, обзор, отзыв, обучение Скриншоты к игре

— это онлайн игра выполненная в стиле . Вам предстоит выступить в роли военного наемника, выполняющего боевые миссии, с вытекающими отсюда последствиями.

После небольшой регистрации в игре Jagged Alliance Online, в которой от нас потребуют подтвердить свою электронную почту, мы попадаем в игру. В начале игры нам предложат выбрать портрет и архетип нашего будущего персонажа. Архетипы делятся на пять видов: солдат, пулеметчик, снайпер, коммандос и разведчик. Каждый из которых будет иметь соответствующие характеристики, например коммандос специализируется на коротких дистанциях, обладает быстрой реакцией и как правило всегда первый стреляет, а снайпер может уничтожать противника с дальнего расстояния.

После того как вы определитесь с выбором бойца, в первой же миссии вас закинут в джунгли кишащими повстанцами, там вы научитесь делать свои первые шаги, и ознакомитесь с интерфейсом игры. Если вы не разу не играли в Jagged Alliance на PC платформе, то должны знать что подобный тип игр относится к пошаговым, то есть у каждого игрока есть определенный запас хода, и когда он заканчивается, нужно нажимать «конец хода». Выполняя миссии вы будете получать очки навыков, которые самостоятельно будете распределять, а ваш боец будет становится все сильнее и сильнее. Как уже было выше сказано каждый тип бойца имеет свои характеристики и специализируется на разной тактике уничтожения противников, поэтому от этого будет зависеть какие навыки необходимо прокачивать в первую очередь.

После прохождения обучающих миссий в игре Jagged Alliance Online, у вас появится доступ в командный центр в котором вы сможете приобрести необходимую экипировку и даже нанять дополнительных солдат. Деньги на необходимое обмундирование можно зарабатывать: прохождением миссий, обобрав других онлайн игроков или вложением реальных денег. Кстати вариант с уничтожением других онлайн игроков, может принести вам очень весомые результаты и даже сорвать большой куш. Но и одновременно вы можете не рассчитать свои силы и наоборот, станете жертвой, и вас об берут до нитки.

В игре Jagged Alliance Online предусмотрены PvP сражения, но они доступны не сразу, а после прохождения нескольких миссий. В PvP вы сможете сразится с другими онлайн игроками, и здесь уже пригодятся все навыки и прокачки вашего бойца — ведь победит сильнейший.

Графическое оформления в игре выполнено очень привлекательно и современно, единственный недостаток который был замечен это маленький размер карты, что немного влияет на тактику боя. Но после нескольких выполненных миссий, этот недостаток перестаешь замечать. А в целом игра получилась неплохой и в браузерном исполнении она имеет право на свое существование.

Скриншоты к игре

В последнее время жанр тактических игр, берущих свое начало с оффлайновых jagged alliance и коммандос, стал необыкновенно популярен в рунете. Куча разнообразных игр рабтают в данном жанре, от одной из первых попыток перевести жанр в онлан — Total Influence до попсовых — мультяшной Аль каида цель №1 и мейловского Riot, также довольно популярного. Об одноименном jagged alliance online и говорить нечего — эксплуатируют вовсю.

Поэтому мастера войны, также в этом ключе, не стали открытием ни разу. Хотя игра оказалась годная, но со своими недостатками.

Обзор игры Мастера войны

Игра не самая простая в основоении, хотя для поклонников жанра не составит труды разобраться во всех тонкостях.

Фактически, есть главный герой, которого мы можем спокойно качать, улучшая характеристики, одевая в лучший шмот.

Однако у нашего главного героя-вояки есть база, почти как в классической браузерной стратегии, где можно улучшать добычу ресурсов, на которые можно строить казарму для найма наемников, вербовочный пункт для увеличения уровня доступных наемников. Также нужен арсенал для покупки шмота, командный центр для увеличения грабежей, отдел щит и форпост для увеличения наемников, охраняющих базу. Нападают, кстати, часто, так что форпост и найм солдат на потом не стоит откладывать.

Касательно боев — есть три типа . Самый частый — это фарм — нападения на базы других игроков. Атаки проводятся с наемниками, поэтому их стоит нанимать самых крутых, так как защита ресурсов — в приоритете. При этом в момент нападения на вашу базу можно самому включиться в бой.

Основной же — сюжетные миссии, где падает много опыта, серебра и шмота, что для начала вообще бесценно. Наемников брать нельзя. Миссии довольно интересные, играются как в оффлайновых играх подобного толка. Шмот и оружие, получаемые без арсенала, вообще бесценны, например, дали винтовку беретту, которую можно сделать только при 11 арсенале. Есть возможность совместного прохождения миссий, но только с сокланами.

Третий тип боев — борьба за территории, захват кланами земель.

Система боя классическая, но состоит из нескольких модификаторов.

На каждый ход есть определенное количество очков действия, которое зависит от выносливости. Нет выносливости — почти нет ОД в ваш ход. Выносливость сбивают выстрелами злые враги, также она тратится, если передвигаться ползком или бегать. Когда ходишь и стреляешь сам — выносливость не тратится.

Когда выносливость на нуле, теряешь сознание и не можешь ходить вообще.

Если несколько положений, которые влияют на дамаг и затрачиваемое количество очков действия на ход.

Если вкратце — из положения лежа стрелять выгодно, когда противник далеко. Присев — когда близко. Стоя — когда в упор.

Самое главное — рассчитывать каждый выстрел и передвижение.

Пара советов — не бегайте, ходьбы хватает в большинстве случаев, бег нужен только для стремительного броска к противнику, который засел за углом, да и то не всегда оправдан, так как выносливость слетает только в путь.

После каждого убийства, если нет противника, который по вам стреляет, стоит восстанавливать выносливость. Просто жмем ход, и не потраченные очки действия перейдут в выносливость.

Этих трех правил — восстанавливать выносливость при каждом удобном случае, не бегать лишний раз и использовать оптимальные положения стрельбы, вполне достаточно для успешной игры на старте, остальное придет с практикой.

Развитие персонажа, гайд

Прежде всего, не повторяйте моих ошибок, не вбухивайте все очки в пистолеты! До 50-60 очков, не больше. Просто сброс характеристик и владения оружием платный, нужно будет порядка 150 рублей, чтобы изменить статы. Потом достанется пушка лучше и по душе, например, винтовка, а вкинуть уже нечего. вообще, как я понял, нужно пару видов оружия на разный тип боя — ближнего и дальнего, поэтому и пистолетные навыки могут пригодиться.

Главные характеристики — ловкость. выносливость, живучесть, я лично качаю равномерно, и пока не жалею. Силу не учил еще, пока все таскаю, что нужно. А так что толку от большого количества жизней, если выстрелить не успеваешь, не говоря уже о том, чтобы после выстрела за угол спрятаться.

И также что толку от большого количества ОД и выносливости, если с выстрела складывают.

На базе все понятно итак — развиваем ресурсы, строим защиту, нанимаем наемников.

Донат

Денег игра просит, да. Премиум аккаунт(50% опыта и денег) — 300 р в месяц. Магазин премиум снарядов в пушку — 2-3 рубля. Элитные наемники — тоже за деньги, но по началу совсем символические — 6 наемников за 7 рублей, то есть 1 голос, затем все дороже.

Транквилизаторы и мгновенная покупка шмоток в арсенале также за реальные рубли. Как-то очень много выходит за игру вконтакте, но все уже привыкли.

Недостатки игры.

Изредка чутка подвисает, не смертельно, но неприятно.

Бои довольно долгие по времени. Хотя игра тактика, это простительно.

ИИ блажной, что ппц. В процессе хочется ругать ботов матом, так как один бежит на амбразуры, второй залег в стартовой локации, третий просто ковыряется в носу.

Причем боты в миссиях, например, действуют четко, отходят, прячутся на преградами, углами и стенами и так далее.

Какие-то непонятки с обзором бывают, но не всегда. Преград нет, кустик только, а противник отображается только тогда, когда в упор к нему подходишь. При этом он так весело стреляет при этом. А бывает — через все поле отсвечиваются. И вроде очки есть.

Наконец, карту нельзя приблизить, и это раздражает.

Отзыв, личное впечатление

Несмотря на весь этот перечень недостатков, игра мне понравилась. Приятная графика, хоть и без зума, занятные миссии, заставляющие понервничать и переживать, отбитие собственной базы у жадных врагов, охочих до моих ресурсов, и ограбления других…

В общем, по началу очень даже интересная игра. Просто совершенно очевидно, что в силу высокой роль доната она очень быстро надоест, так что задрачивать я в нее в принципе не буду. Да и не хочу, она слишком медленная для меня, и слишком много требует времени.

«Корошо, я буду работать на тебя, проклятый капиталист!»

Иван Долвич

Jagged Alliance — игра-легенда в самом что ни есть буквальном смысле. Количество последователей JA впечатляет — тут и фанатские модификации (Night Ops, Wildfire), и целые игры и игровые серии («Операция Silent Storm», «Бригада Е5»). Поражает и обилие ресурсов по JA в сети — просто попробуйте ввести в любой поисковой системе словосочетание Jagged Alliance, и вы сами во всем убедитесь. Гениальность игры не поддается сомнению, а начиналось ведь все очень... Банально.

Jagged Alliance

— Лечу от всех болезней!

— Лети-лети... От всех не улетишь

Анекдот

В далеком 1952 году на вымышленном острове Метавира, расположенном где-то на юге

Атлантического океана, проводились испытания ядерной бомбы. Бомбу благополучно испытали, остров не менее благополучно забросили и до поры до времени забыли. Между тем деревья на острове не погибли, а крайне удачно мутировали. Сок листьев этих деревьев обладал сильными лечебными свойствами. Тут-то про этот мелкий кусок суши вспомнили, устроили лабораторию, начали изучать деревья и зарабатывать на продаже чудодейственных лекарств «от всего». И было бы всем счастье бесконечное, если бы не появился некто Лукас Сантино, который сказал: «А давайте две лаборатории сделаем, быстрее же будет!» Пораскинув мозгами, исследователи осторожно согласились... Сантино построил вторую лабораторию и привел туда свою «личную охрану». А потом еще немного... И еще немного... В общем, через месяц весь остров был наводнен очень личной охраной Лукаса, которая спокойно вымела с Метавиры всех не относящихся к окружению Сантино.

Несправедливо выкинутый с острова глава первой лаборатории — профессор Джек — собрал остатки чудо-листьев, продал их и нанял человека, который сможет войти в контакт с A.I.M. (Association of International Mercenaries — Международная ассоциация наемников) и завербовать там этих самых наемников, чтобы те под его командованием освободили остров.

Этот человек — тот, кто раздобыл заветные 20 мегабайт Jagged Alliance. Игрок, сиречь. Ну-с, восстановим справедливость в одной отдельно взятой лиственной республике?

Вышедшая в 1995 году первая часть Jagged Alliance наделала в свое время немало шума. Еще бы — настолько продуманная игра, да еще и в таком молодом на тот момент жанре! В JA было уникально практически все, начиная с наемников, которыми нам предстояло комплектовать свой отряд. Всего их 60 (!), и каждый из них — личность. Интеллигентный Спек, дружелюбный Айс, «истинно-русский» Иван (который русский язык учил по голливудским блокбастерам)... Да разве всех перечислишь! Кто-то из них специализируется в каком-то одном деле (Спек, например, очень талантливый механик), некоторые пытаются научиться всему сразу (но не у всех это получается). Каждый наемник уникален, практически каждая фраза из JA стала крылатой — особенно запоминаются сказанные «почти без акцента» фразочки Ивана, одна из которых и вынесена в эпиграф статьи.

А собственно игра начинается со стратегической составляющей — карта острова, поделенная на 60 секторов, 59 из которых принадлежат врагу. Наша цель проста — прорубить путь к Сантино и наглядно объяснить ему, что поступать так, как он, — нехорошо. Чистка происходит в режиме той-самой-походовой-тактики, при которой у каждого участника боя присутствуют загадочные «очки действия», которые тратятся на любое действие, будь то выстрел или смена положения. По истечении всех ОД у всех бойцов игрока ход переходит к врагу, и так до победного для одной из сторон конца. Конец, естественно, должен быть победен для игрока, дабы отметить еще один сектор как освобожденный и пройти дальше.

Противник сдаваться не собирается и активно нападает на ваши сектора, ввиду чего для защиты местности рекомендуется тренировать охрану. Зачем эти сектора нужны? С каждого отвоеванного сектора идет столь милая сердцу валюта, если запрячь туда сборщиков целебных вегетативных отростков.

А валюта, кстати, — жизненно важный продукт, ибо наемники все как один с поденной оплатой, и если не заплатить — работать отказываются (странно, да?).

Год спустя вышло дополнение Deadly Games , оказавшееся обыкновенным набором миссий. Ну ладно, не совсем обыкновенным. До свидания, глобальная карта, и здравствуй, линейная кампания! В дополнении Sir-Tech заострили внимание на тактических битвах, сделав их сложнее и интереснее. Был отработан баланс, добавлены новые образцы вооружения, произведены некоторые улучшения интерфейса... В общем, почти все, что нужно рядовому дополнению для процветания. Только вот карту жалко. Но она еще вернется. Уже вернулась.

Jagged Alliance 2

— Мэндор, позволь представить тебе ее высочество Джасру, королеву Кашфы. — Я умышленно пропустил слово «царствующую».

Роджер Желязны, «Знак Хаоса»

В 1999 году вышло продолжение. Jagged Alliance 2 — ни больше, ни меньше. Игру постигли небольшие, но очень многочисленные изменения в лучшую сторону.

Действие игры перенеслось с вымышленного острова Метавира в не менее вымышленное латиноамериканское государство Арулько, которое пешком можно пройти из конца в конец за два дня. Но несмотря на маленькие размеры, история государства весьма богата событиями. Краткий политический ликбез звучит примерно так. На власть в стране претендовали две династии — Кордона и Чивалдори. В стране царила смесь монархии и демократии, при которой король обладал абсолютной властью в стране, но переизбирается каждые несколько лет. Существовала страна в основном за счет серебряных и золотой шахт и особо ни на что не жаловалась.

Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. Так закончилась и спокойная жизнь арульканцев. Дейдрана Райтман — «дамочка со стилем» (единственная кандидатка в жены последнего на данный момент принца Арулько — Энрико Чивалдори) — предала жениха, отравив его отца. Подозрение стражей порядка, разумеется, пало на Энрико — сначала беднягу кинули за решетку, а потом и вовсе расстреляли. Подведем итоги: принц якобы мертв, товарищ Дейдрана теперь подрабатывает королевой Арулько, местный политический строй переделался в самую что ни на есть диктатуру, а повстанцы во главе с Мигелем Кордоной запрятались в Омерте, отчаянно пытаясь свергнуть диктаторшу (диктаторессу?). Но, что вовсе не удивительно, Энрико жив, здоров, полон сил и... Конечно же, он нашел человека с лэптопом, который сможет войти в контакт с A.I.M., — со всеми вытекающими последствиями.

Наша цель — пробиться в столицу (к штаб-квартире Дейдраны), скинуть горе-королеву с золотой табуретки и вернуть престол законному наследнику.

Сие действо сопровождается забавными скриптовыми сценками, в которых Эллиот, один из верных слуг королевы, отчитывается перед ее злобным величеством о наших успехах. Мало кого в свое время оставило равнодушным дейдранино громогласное: «Эллиот! Ты идиот!»

То, что вместо небольшого острова нам теперь доступно целое государство, не могло не отразиться на игровом процессе. К примеру, теперь стратегическое значение имеют не все доступные нам сектора, а исключительно города (да и то не все) и базы ПВО. Базы позволяют бесстрашно летать на личном вертолете по арульковским просторам, а населенные пункты приносят множество других плюшек — начиная с солидного денежного дохода от городских шахт (Драссен, Альма, Читзена, Камбрия, Грам) и заканчивая... Ну, например, урезанием прибытия вражеских войск (Альма... Медуна опять же, хе-хе).

Это интересно: Балайм, наверное, самый бесполезный из всех доступных для захвата городов — шахты нет, важных объектов нет, да и лояльность растет на редкость медленно, ибо там живут в основном родственники и друзья Дейдраны. Да вот только увидев царственную реакцию на потерю города, вы не раз поклянетесь: «Что угодно сделаю, даже наемниками защищать буду, но Дейдране город не сдам!»

Наемников в A.I.M., кстати, стало меньше (в разделе «Архивная галерея» на сайте организации можно узнать все о судьбах ушедших), однако теперь отряд можно собрать не только в A.I.M.,

а еще и в M.E.R.C. и, собственно, в Арулько.

M.E.R.C. — это организованный бывшими сотрудниками A.I.M. Спеком Т. Кляйном (тем самым механиком из первой части) и Биффом Апскоттом центр наемников, услуги которого обойдутся вам в совершенно смехотворную сумму. Другое дело, что M.E.R.C. открывается не сразу, а только спустя несколько дней игры, да и вояки тамошние — почти ничего не умеющие слабаки. Использовать их стоит исключительно как вьючных животных или тренеров ополчения.

С добрыми гражданами Арулько тоже все просто — бегаем (летаем, ездим) по стране в поисках тех, кто готов к нам присоединиться, и вербуем их. Однако среди жителей Арулько редко попадаются достойные экземпляры (Конрад... да и все, пожалуй).

Еще есть «центр психологического тестирования» I.M.P., представляющий из себя не что иное, как замаскированный генератор персонажа (после смерти которого игра, как ни странно, не заканчивается).

На заметку: патроны в JA делятся на три категории — обычные, бронебойные и разрывные (они же «экспансивного действия»). Бронебойные патроны обозначаются красным цветом. Они легко пробивают бронежилеты, но наносят довольно слабый урон. Экспансивные заряды помечены синим — они наносят просто гигантский урон, но абсолютно бесполезны против брони.

Но изменения на этом далеко не заканчиваются. Как мы помним, в первом JA лэптоп использовался для вербовки наемников из A.I.M., и только. Во второй части разработчики весьма интересно развили эту идею. Собственно, теперь большинство мирных действий сброшены на нас: вербовка наемников, слежение за финансами, покупка снаряжения (интернет-магазинов оружия никто не отменял) и т.п. Сайтов в местной «сети» теперь около 10, и примерно половина из них почти ничего полезного не делает, однако их содержимое порой весьма и весьма интересно. Кстати, спам в Арулько не особо распространен, так что большинство нужных сайтов придется искать самостоятельно. А вы что, думали, раздел «Ссылки» в A.I.M. — для красоты?

Это интересно: не поленитесь, отыщите сайт похоронного агентства, там найдите ссылку на сайт цветочного магазина, закажите букетик... и отправьте его в Медуну. Гарантирую, не пожалеете.

Еще одна ценная находка разработчиков — перед тем как начать игру, можно выбрать желаемое количество предметов, выпадающих из поверженных противников

(много или мало — других вариантов нету), стиль игры (фантастический и реальный), режим сохранений (можно ли сохраняться в бою) и, конечно же, сложность игры (новичок, рядовой, ветеран). Любопытнее всего фантастический режим. Если его включить, то в один прекрасный момент наша «правительница» спустит в шахту Драссена голодных генетически модифицированных жучков, которые очень любят питаться ополчением. Шахта, по понятным причинам, закроется. Если вдруг это будет причинять вам неудобства — то, пожалуйста, спускайтесь вниз и убивайте матку. Очень, знаете ли, бодрит, когда вокруг бегают (ползают?) полчища милых глистов (рачков?), и ни один боец не сидит без дела. Но ваши старания не пройдут даром: помимо восстановления дохода от шахты и относительно спокойной жизни ополченцев вы получите от матки жучков несколько порций зеленых, прошу прощенья, соплей, которые, будучи намазанными на броню, резко повышают ее защитные характеристики. К примеру, «сопливый» комплект неношеной «Спектры» (шлем, бронежилетка и штаны) дает в сумме 106% брони. Впечатляет? Забудьте про ранения!

На заметку: кроме рептионов (так называются эти ошибки генетиков) есть еще гигантские кошки-убийцы, которые любят устраивать засады на ничего не подозревающих путешественников. Сии зверушки (кошки, а не путешественники) быстро бегают и больно кусаются, но абсолютно не держат удара экспансивными зарядами. Поистине чудесный заповедник у нас тут собрался!

Кстати, выше в статье упоминался транспорт? Так вот, не зря упоминался. Для перемещения нас по просторам виртуального королевства служат аж три вида транспорта — фургон мороженщика, джип и вертолет. Фургон катается по дорогам Арулько, и катает его наемник

Гамос; «Хаммер» стоит на ферме неподалеку от Балайма; вертолет, как это ни парадоксально, находится в аэропорту Драссена. С первыми двумя таратайками все ясно — находим, покупаем, катаемся — благо водить машину умеют абсолютно все наемники. Перемещение на автомобиле проходит гораздо быстрее, чем пеший марш, да и наемники в машине не устают, а вовсе даже наоборот — даже поспать в процессе езды могут (кроме, естественно, водителя, который, по понятным причинам, отдыхать не может, и силы у него расходуются будьте-нате). Но с другой стороны — машина ездит только по дорогам, да и бензин в Арулько достать не легче, чем ядерную бомбу...

С третьей таратайкой все не так просто. Во-первых, она летающая, то бишь для нее непроходимых секторов нет. Во-вторых, она очень быстрая — сектор пролетает за пять минут игрового времени. В-третьих, заправлять вертолет не надо (в аэропорту заправят), но надо платить за пройденную дистанцию. В-четвертых, несмотря на то, что вертолет можно и нужно найти в самом начале, пилота еще надо будет долгонько искать. И в-пятых — лучше в воздух вообще не подниматься, если не захвачены базы ПВО. Собьют и не почешутся, а вертолет у нас один, и без него — абсолютно никуда...

Это интересно: даже если вертолет сбили — можно быстро переназначить всех наемников с вертолета в отряд. Все останутся живы, и даже ранений никто не получит. На парашютах спустились или как?.. Впрочем, это не суть важно, поскольку если вертолет сбили — проще загрузить игру, чем проходить дальше без летательной аппаратуры.

Кстати, надо отметить, что ваших бойцов могут не только убить, но и взять в плен — когда перевес врага становится однозначным, наемникам предлагают капитуляцию. Согласитесь — и ваш отряд будет заключен в тюрьме в Альме, откуда их можно будет освободить.

Это интересно: если попадетесь повторно — отряд доставят в секретный концлагерь рядом с Медуной, где ваши наемники будут допрошены лично Дейдраной. Можно отвечать правду (не рекомендуется), можно врать (получите по лицу), можно не отвечать (получите по лицу еще сильнее). Подводить резервы для освобождения ребят не придется. Эллиот, как уже отмечалось выше, и правда идиот, так что благодаря его глупости отряду представится возможность бежать...

Ну, и по мелочи: характер персонажа реально способен изменить ход битвы (некоторые, к примеру, иногда впадают в ярость, садя очередями в разные стороны), равно как и взаимоотношения наемников (лучше не берите в один отряд Анаболика и кого-нибудь из династии Долвичей); наконец-то сделали нормальные квесты, у большинства карт появился второй уровень (те самые всеми любимые/нелюбимые крыши — см. врезку), чуть ли не впервые в жанре были введены несколько режимов передвижения (бегом, шагом, вприсядку и ползком) и т.д. и т.п.

Вердикт однозначен и сугубо положителен. Игра просто гениальна, без всяких комментариев. Даже то, что проект вышел не таким уж «революционным», как задумывался, этого не отменяет.

Jagged Alliance 2,5: Unfinished Business

«Бесшумно взорвав склад с боеприпасами, партизаны пошли дальше...»

Анекдот

По сути «Цену свободы» (именно так звучит название игры в русской локализации) нельзя назвать полноценным дополнением или продолжением.

Если здесь будет уместна эта аналогия, то JA:UB для JA2 — то же самое, что Deadly Games для первого JA. Убрали стратегическое планирование, убрали необходимость захвата городов... Убрали практически все, кроме тактических боев. Хотя, надо сказать, было бы очень странно, если бы убрали и тактическую часть... Ну да обо всем по порядку.

Итак, наш герой — все тот же солдат удачи, который успешно освободил маленькое латиноамериканское государство от злобной диктаторши. Но не время еще почивать на лаврах, война нынче — на границе Арулько обнаруживаются недобитки компании «Риччи Майнинг энд Эксплорейшн», которую в бытность свою королевой и возглавляла госпожа Дейдрана Райтман. «Риччи Майнинг» уже отстроили в приграничном государстве — Траконе — свою ракетную базу, откуда и угрожают показать кузькину мать Арулько. Энрико Чивалдори, почесав затылок, выделяет из бюджета страны сумму на точечную операцию — нам с тем самым сакраментальным «небольшим отрядом наемников» предстоит десантироваться в Траконе, добраться до ракетной базы и тихо аннигилировать ее. Просто, да?..

Итак, вертолет все так же готов принять на борт шесть человек. Лезем на старые добрые сайты A.I.M. и M.E.R.C., и... нововведения ждут нас уже здесь. Теперь наемники не требуют поденной оплаты. Платите один раз и получаете в свое распоряжение бойца сроком на всю операцию. Что ж, в принципе логично, ибо точечная операция никоим образом не подразумевает захвата шахт, удержания секторов, тренировки ополчения... В общем, вообще никакого дохода, кроме продажи оружия. Так что вполне естественно, что выдавать наемникам поденную оплату было бы несколько накладно.

В M.E.R.C. появились два толковых бойца — снайпер и штурмовик, коль здесь можно допустить такое условное разделение на классы. По уровню подготовки эти двое (Гастон Кавалье и Фрэнк Хорге) превышают многих наемников A.I.M.

Закончив кадровые дела, вылетаем. Полет завершается быстро, громко и больно, но хорошая новость тоже присутствует — в Тракону отряд прибыть успевает. И тут нас ждет нововведение номер два — свободное перемещение по карте убрали. То есть размер карты-то остался прежним, а количество секторов урезано раз в тридцать — для перемещения теперь открыта только узенькая тропинка от места «приземления» к ракетной базе. Но если вы думаете, что общее количество врагов в игре от этого как-то уменьшилось, — вы жестоко заблуждаетесь.

Количество противников по-прежнему огромно за счет высокой концентрации вражеских наемников на квадратный сектор. Если раньше многие сектора были пустыми, то теперь в каждом вас ожидает пара десятков охранников. Но и удерживать сектора нам больше не надо, благо у нас «точечная операция». Наша задача — прорубиться вперед, а дальше хоть трава не расти. Ну разве что в Варрезе (ближайшем и единственном городе) можно немного задержаться, чтобы оружие продать.

Нет больше «фантастического режима». Прощай, зелененькая спектра, дающая 106% защиты... Хотя кошечек оставили, и на том спасибо. Сайт Бобби Рея скоропостижно закрылся, хотя здесь-то нужды в нем нет. Ввиду наличия огромного количества врагов с трофеями в Траконе тоже проблем не наблюдается... Транспорта, естественно, нет — да и куда там еще и транспорт, если игра проходится за пару игровых же дней?

В общем, из практически гениальной игры сделали серенький набор пошаговых боев, линейный, как рельса, и короткий, как шпала. При ловкости рук и некотором опыте тактических боев Unfinished Business проходится за несколько часов... После чего, увы, забывается, ибо ярких моментов раз-два и обчелся...

Jagged Alliance 2: Wildfire

«Брюхо — злодей: старого добра не помнит».

Приписывается народу

Итак, Unfinished Business не совсем оправдал ожидания игроков, но гневные возгласы уже ничем помочь не могли — компания Sir-Tech благополучно прекратила свое существование. Но фанаты горевать не стали, и следствием этого стал поток некоммерческих модификаций и дополнений — обычное, в принципе, дело, особенно для такой нашумевшей игры, каковой был Jagged Alliance 2. И отдельного упоминания это бы не стоило, если бы не тот факт, что одна из таких фанатских модификаций неведомо каким путем попалась в руки Strategy First.... Спустя несколько месяцев она получила броское название Wildfire вместе со статусом официального коммерческого продолжения серии Jagged Alliance.

Итак, добро пожаловать... «назад в Арулько» за пару месяцев до прибытия туда главного героя JA2. Отныне вам предстоит играть за секретного агента ФБР. Настолько секретного, что даже брать наркобаронессу Дейдрану Райтман (а вы думали, что она только на шахтах наживается?) агент отправляется в компании наемников A.I.M., дабы не нарушать конспирации. Цель все та же — добраться до Медуны и брутальным образом убрать Дейдрану с ее высокого поста.

Первое впечатление от игры заставляет задуматься — на вербовку коммандос выделяется на порядок больше условных единиц, чем во всех остальных частях JA вместе взятых. Но радужные мечты об армии, которую можно нанять на такую сумму, разбивает сайт A.I.M. За те деньги, которые теперь требует один среднестатистический наемник, раньше можно было нанять нескольких элитных бойцов. Три более-менее толковых наемника выметут бюджет Арулько подчистую на всю игру. Дальше — больше. В гарнизоне первого же сектора стоит отряд наемников-ветеранов. «Синерубашечники», готовые разделать под орех каждого, кто не готов их там встретить! И это в Омерте, в первом же секторе, сразу после высадки! Да и сам поселок какой-то не такой... Можно даже сказать, совсем не такой...

Ребята-разработчики постарались на славу — полностью перебалансировали игру, добавили несколько новых видов оружия и перерисовали практически все сектора Арулько. Теперь укрепления важных объектов — действительно укрепления, и штурмовать их в лоб пятью бойцами означает умыться кровью. Тем более что на этих укреплениях стоят не парни из стройбата, и даже не рядовые — только ветераны, военный спецназ и элитная гвардия Дейдраны.

Это странно: теперь некоторые здания строятся в целых три этажа. При этом переключиться на третий нельзя никак — клавиша Tab упорно переключает между первым и вторым этажами. Вывод прост — снайперов, засевших выше второго этажа, убивать можно только минометом, стреляя «куда-нибудь рядом», чтобы осколками посекло...

Сказать, что игра стала на порядок сложнее, — ничего не сказать. Игра стала на три... На четыре порядка сложнее. Только здесь по-настоящему можно оценить незаменимость навыков маскировки, скрытности и ночных операций — любая атака днем практически обречена на провал.

И вся эта орава — против нас шестерых...
А ведь приходится атаковать, ибо дожидаться ночи — это тратить время, а время — это деньги на продление контракта наемникам...

А продлять контракты тоже нечем, поскольку лояльность в городах растет катастрофически медленно, а при низкой лояльности на шахтах, как известно, работать никто не будет... Таким образом, мы упираемся в неутешительную арифметику — ближе к середине игры один Руди «Рысь» Робертс требует в день примерно столько, сколько все занятые вами шахты принесут за три дня. Wildfire требует действовать очень быстро... Или очень-очень четко. А чаще всего — и то, и другое. Игра держит в напряжении, не давая расслабиться ни на секунду.

Недостаток же сего «продолжения» в том, что ничего нового оно с собой не принесло. Все та же страна, все те же наемники, все те же NPC... Даже диалоги те же самые. Сектора перерисовали — да. Сложность увеличили — не отрицаю. Несколько новых «стволов» добавили — тоже есть такое. Продолжением это назвать трудно. Модификация, не больше. Но очень хорошая, качественная и позволяющая лишний раз пройти JA2, получив при этом огромное удовольствие.

Если бы директором был я

    В первом JA я не стал бы искусственно запрещать сильным наемникам присоединяться к игроку в начале. Лучше бы сделал их дороже раза в 2-3, как в JA2.

    Исправил бы кошмарную ситуацию с сохранениями. Jagged Alliance 2 — практически единственная игра, в которой имеет смысл сохраняться сразу после загрузки, и желательно в разные ячейки. Файлы сохранений исчезают в никуда, оставляя после себя пустое место, как будто так и надо; сохраненные игры наотрез отказываются загружаться, «вешая» компьютер или вызывая вылет игры в Windows... Да мало ли что! JA2 — одна из тех немногих игр, в которой сохранение игры всего в одну ячейку приравнивается к нарушению техники безопасности, потому что в один прекрасный день игрок рискует с удивлением (и вряд ли с радостью) узнать, что сохраненная игра намертво съедена багами, и проходить игру придется заново...

    Исправил бы включение пошагового режима. Режим боя должен включаться либо по команде игрока, либо когда враг заметит нашего наемника, и никак иначе. Здесь же игра переходит в пошаговый режим, когда наемник замечает врага, что существенно затрудняет скрытное перемещение.

    В тесте на генерацию персонажа в JA2 нет вопросов, которые выдают навык «снайпер» (улучшенная меткость при стрельбе с крыш), «тяжелое оружие» (без комментариев) и «маскировка» (улучшение эффекта от использования камуфляжа). Это явная недоработка системы, которая была исправлена в «Цене свободы»... Но ведь хотелось бы и на крышах Арулько в хорошем камуфляже с пулеметом плодотворно полежать...

    Сделал бы что-нибудь с несбалансированным снайперством. Хотя бы научил врагов забираться и слезать с крыш самостоятельно. Ибо один единственный наемник, засевший на крыше, способен без труда зачистить весь сектор от пары-тройки... десятков... тысяч врагов.



Jagged Alliance — это классика мирового игростроения, о которой нужно знать каждому. Это почетная страница в истории создания игр. Если вам не нравится Jagged Alliance — это простительно. Если вы в него не играли... Это практически уголовно наказуемое преступление! Вердикт — доставать и играть, благо даже сейчас оно прилично смотрится на экранах мониторов...

«Jagged Alliance: Dilogy» - это мини-сборник двух последних (самых свежих) игрушек из всей серии тактических стратегий, насчитывающей в общей сложности пять штук (включая оригинальные выпуски и официальные дополнения). Именно хронологичность выпуска была определяющей для включения в коллекцию.

«Jagged Alliance: Back in Action»

Первоначально данный выпуск имел укороченное название («Жёсткий альянс 3»). Сюжет является ремейком предыдущего, второго выпуска. Главный герой, собрав группу наёмников, отправляется в Латинскую Америку, чтобы помочь вернуть власть свергнутому правителю вымышленной страны Арулько. Помогать возвращать справедливость будут все персонажи из оригинального выпуска, а также местные завербованные жители. Среди самых особенных бойцов находятся советский майор и женщина-нудист, выполняющая роль медика.

  1. Отсутствие фантастического режима.
  2. Набор наёмников должен соответствовать определённым условиям (националистическим, профессиональным), поэтому возможны отказы «трудоустраиваться».
  3. Замена пошагового боя на бой в реальном времени с возможностью тактической паузы.
  4. Разрушению подвержены только некоторые, специально помеченные преграды.
  5. Шум передвижения является ориентиром и для врага, и для союзников.
  6. Огромный выбор оружия, камуфляжа, аксессуаров, имеющих ограниченный ресурс использований.

Однако не все нововведения были положительно восприняты геймерами.

«Jagged Alliance: Crossfire»

Почти провальная предыдущая часть заставила разработчиков вернуть несколько элементов из старых игр. И теперь проект, в котором наёмникам придётся возвращать власть старому правительству уже в другой стране, также вымышленной, Канпаа, представляет симбиоз старых идей и новых разработок:

  1. Размеры страны стал меньше, но ландшафт заметно разнообразился.
  2. Менеджмент (наём солдат, торговля, захват территорий) остался прежним.
  3. В списке наёмников появились беженцы, работающие почти задаром.
  4. Эффект неожиданности плюс приблизившейся «туман войны» усложнили процесс игры.

А вот перемещения и движения живых и уже убитых персонажей часто вызывают истерический смех.