Сценарий военно-спортивной игры патриотической направленности «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста. Патриотическая игра на тему: "Маленькие патриоты" Военно патриотические игры для молодежи

Интеллектуально-патриотическая игра для 7-8 классов к Дню защитника Отечества

Чос Л.Н., Мымрикова Е.В.

Цели: способствовать углублению интереса к истории Родины, формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли; воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа, способствовать осознанию учащимися себя частью русской истории и культуры; способствовать выработке умений совместной деятельности, разумному, дружелюбному общению в процессе игры.

Оборудование: выставка картин по теме, схемы известных битв, портреты героев земли русской, презентация по теме.

План игры:

1.Вступительное слово учителя с привлечением чтецов

2. Рассказ о днях воинской славы России (презентация)

3. Интерактивная беседа

4. Разминка «Перестрелка»

5. Конкурс «Полководцы»

6. «Воинская мудрость»

7. Военный кроссворд

8. «Поймай дату»

9. «Знатоки истории»

10. Творческая работа команды (может быть домашним заданием)

Подготовительная работа с детьми:

1) класс делится на группы;

2) за две недели учащимся даётся план подготовки к игре (вспомнить события, посвященные им литературные произведения);

3) ориентир на даты, исторические личности, о которых пойдет речь.

I . Вступительное слово учителя.

История нашей Родины подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет и корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни -это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.

Это наша история. Это наши деды и прадеды.

Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны. В веках осталась и по сей день живёт добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству.

Презентация «Слава армии!» (на интерактивной доске, на её фоне звучат стихи)

За всё, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Спасибо армии российской,

Спасибо дедам и отцам

За то, что солнце светит нам.

Мы чтим сынов Отечества в мундирах,

Что славу флага умножают,

И в сложный и опасный век

Наш мирный сон надёжно охраняют.

Во все века российский воин

Своим геройством побеждал,

Он прославления достоин,

За честь России – жизнь он отдавал.

Восславим мы всех, кто на страже Отечества,

Восславим мы лучших сынов человечества.

II . Рассказ учителя истории о днях воинской славы России: презентация «Календарь памятных дат»

В 1995 году Государственной Думой России был принят закон, по которому в России было установлено 15 дней воинской славы.

Каждая дата – это выдающаяся победа русского оружия (15 слайдов)

III . Интеллектуальная беседа

В России 23 февраля отмечается праздник – День защитника Отечества. Это праздник Вооруженных сил России. Его отмечают во всех войсках: сухопутных, морских, воздушных. В этот день в России поздравляют не только военных, но и всех мужчин, потому что служба в Вооруженных силах – священный долг каждого мужчины.

На нашей доске имена: Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Ф.Ф. Ушаков, Г.К. Жуков, М.В. Ломоносов.

Какое отношение имеют записи к теме нашей интеллектуальной игры?

(Ответы детей, обобщение учителя)

Итак, начинаем игру. Команды, займите свои места.

I конкурс «Перестрелка».

Каждой команде предлагается ответить на 10 вопросов (1 словом)

I команда

1. Сухопутные войска, действующие в пешем строю (Пехота)

2. Летательный аппарат с винтом (Вертолёт)

3. Зенитная установка с женским именем («Катюша»)

4. Как назывались первые воины? (Дружинники)

5. Здание, в котором живут солдаты? (Казарма)

6. Головной убор моряка (Бескозырка)

7. Первое русское огнестрельное оружие (Пищаль)

8. Вид холодного оружия морских офицеров (Кортик)

9. Какое оружие называют «карманной артиллерией»? (Граната)

10. Военный китель (Мундир)

II команда

1.Все корабли Вооруженных сил (Морской флот)

2. Наступательная операция (Атака)

3. Подросток, обучающийся военному делу на корабле? (Юнга)

4. Повозка для пулемёта во время гражданской войны (Тачанка)

5. Одежда, любимая моряками (Тельняшка)

6. Меткий стрелок (Снайпер)

7. Воин во времена Ивана Грозного (Стрелец)

8. Из какого металла делались первые пушки? (Железо)

9. Древнейшее русское оружие. Название из 3 букв (Меч)

10. Смотр войск (Парад)

II конкурс «Полководцы»

На экране 10 портретов, ребята должны отметить только полководцев, военачальников.

    Александр Невский

    Дмитрий Донской

    Кузьма Минин

    Дмитрий Пожарский

    Иван Грозный

    А.В. Суворов

    М.И. Глинка

    М.И. Кутузов

    Ермак Тимофеевич

    М.Б. Барклай-де-Толли

III конкурс «Воинская мудрость» (учащимся выдаются карточки с частями пословиц).

Соберите рассыпавшиеся слова пословиц, и вы прочитаете воинскую мудрость.

Умелый боец – везде молодец.

Тяжело в ученье, легко в бою.

Военному делу учиться – всегда пригодится.

В одном веке не рождается двух Наполеонов

IV конкурс Кроссворд «Военный»

По вертикали:

1. То, на чём служат моряки. 3. То, что защищают все солдаты. 5. Лежит в земле, если наступить - взорвется. 6. Что у солдата на ногах? 7. Один в поле не...

8. Что бросают и говорят: "Ложись!"

По горизонтали:

2. Какое животное иногда тоже служит? 4. Куда идут служить все ребята, когда вырастут? 8. Больница для раненных солдат. 9. Специальный карман для пистолета. 10. Техника для охраны воздушной границы. 11. Зимняя верхняя одежда солдата. 12. Средство передвижения на гусеницах.

Ответы

По горизонтали:

1. Корабль. 3. Родина. 5. Мина. 6. Сапоги. 7. Воин. 8. Граната

По вертикали: 2. Собака. 3. Армия.

8. Госпиталь. 9. Кобура. 10. Самолет.

11. Шинель. 12. Танк

V конкурс «Поймай дату»

«Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской!» - с этими словами, как со святой молитвой и верой, шли на врагов наши предки в разные смутные времена. Вспомним же, о каких датах напомнят нам поэтические строки.

1.Киев замер, в одночасье вымер,

Был страшный век, когда

Монголы на Русь лавиною пошли

В осенний день, по степи голой,

Топча сухие ковыли.

(1237 г. – вторжение монголо-татар)

2. Государь прочитал и, спокоен и строг,

повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык,

сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем».

(1480 г. – завершение ордынского ига)

3. Впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжелой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

(1242 г. – Ледовое побоище)

4. Позади у воинов Непрядва.

Слева – затуманившийся Дон.

И простор великий только на два,

Только на два стана разделён.

(1380 г. – Куликовская битва)

5. Полки ряды свои сомкнули,

В кустах рассыпались стрелки,

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огонь окопов рвутся шведы.

(1709 г. – Полтавская битва)

6. Был наследник Грозного повинен

В том, что смутные настали годы…

В эти дни нижегородец Минин

Обратился к русскому народу.

Собралось большое ополченье,

От врагов Москву освободило.

Таково в истории значенье

Слова, обретающего силу.

(1611 г. – второе ополчение, освобождение России от иноземных захватчиков - поляков)

7. И вот нашли большое поле.

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

(1812 – Бородинское сражение)

8. Здесь, у разъезда под Москвой,

Сумели наши двадцать восемь

Встать против броневой,

Что мяла сосны как колосья.

Но двадцать восемь ни на пядь

Не отступили, встав с гранатой,

Клочков о танках мог сказать:

«Их меньше, чем по два на брата»

VI конкурс «Знатоки»

Когда в России появилась регулярная армия? Во времена

    Дмитрия Донского

Кто был первым фельдмаршалом России?

    А.В.Суворов

    М.И. Кутузов

    Б. П. Шереметьев

Что означало древнерусское выражение «изломить копье»?

    Вступить в битву

    Проиграть битву

    Сломать копьё

Сколько сражений проиграл А.В. Суворов?

    Ни одного

Против кого возглавили народное ополчение Минин и Пожарский?

  • Французов

Как звали «дедушку» русского флота?

    Парусник

В качестве кого использовали поляки Ивана Сусанина?

  • Проводника

В какой войне принимала участие знаменитая Царь-пушка?

    С поляками

    Со шведами

    Ни в какой

Кто из великих полководцев не уставал учить солдат: «Скорость нужна, а поспешность вредна», «Дисциплина – мать победы»?

    М.И.Кутузов

    А.В.Суворов

    П.И. Багратион

Какой город Батый повелел называть за оказание сопротивления «Злым»?

  • Козельск

Какому полководцу принадлежат слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия?»

    П.И. Багратиону

    А. Невскому

    М.И.Кутузову

Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»?

    Г.К. Малиновскому

    Г.К. Жукову

    И.С. Коневу

Сколько городов-героев награждено за мужество в Великой Отечественной войне в России?

VII Творческая работа команд

Речь оратора на тему: «Каким должен быть защитник Родины?» (Тема должна быть раскрыта за 1 минуту).

VIII . Подведение итогов

IX . Заключительное слово учителя

Быть защитником Родины, патриотом Отечества, послужить ему достойно, верой и правдой, а если потребуется и самой жизнью – считалось великой честью для гражданина России во все времена. Не случайно русский историк Н.М. Карамзин писал: «История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество».

Цели и задачи:

  1. Укрепление здоровья подрастающего поколения, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
  2. Формирование здорового образа жизни у учащихся.
  3. Воспитание патриотизма и чувства товарищества.

Место проведения:

Начальная школа (актовый и спортивный залы, медицинский кабинет, библиотека, кабинет музыки и трудового обучения, зал ЛФК, учебные и игровые классы).

Участники:

Мальчики 3-4х классов, в состав команды входят 10 человек.
Девочки – болельщики.

Условия определения зачета и определения победителей и призеров:

На открытие праздника команды-участники получают “Маршрутные листы” с указанием станций-заданий. Каждая из команд направляется на станцию. Игра начинается по звонку. После выполнения задания команда передвигается на следующую станцию (по круговой системе). На каждой станции команда зарабатывает баллы, которые заносятся в “Маршрутный лист”. По окончании игры баллы суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает I место. Победители и призеры награждаются дипломами разных степеней и праздничными пирогами. На каждой станции в различных номинациях определяется лучший игрок и награждается медалью.

Программа мероприятия:

  • Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”.
  • Прохождение станций-заданий участниками игры.
  • Поздравительный концерт.
  • Подведение итогов и награждение победителей и призеров.
  • Чаепитие в классах.

Организация проведения мероприятия:

В подготовке и проведении военно-патриотической игры принимает участие весь педагогический коллектив школы.
Судейство военно-патриотической игры возлагается на судейские бригады и администрацию школы.
Работники школьной столовой пекут праздничные пироги.
Ученицы 3-4х классов готовят праздничный концерт и поздравительные газеты.

Ход мероприятия:

Торжественное открытие военно-патриотической игры “Юные защитники Отечества”
23 Февраля – День Защитника Отечества. Этому знаменательному дню посвящается наша игра.
Сегодня, как в былые времена, наша Армия славится своими воинами. У неё славное прошлое и, надеемся достойное будущее.
А будущее нашей Армии – это вы, сегодняшние наши мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии. Поздравляю вас и всех присутствующих в этом зале с наступающим Днем Защитника Отечества.
Военно-патриотическую игру “Юные Защитники Отечества” считать открытой!

Станция 1 “Меткий стрелок”.

Инвентарь: дартс.
Место проведения: зал ЛФК.
Ход: Каждой команде дается 10 попыток, каждое попадание – 1 балл. Один человек может сделать одну попытку. Метание проводится с определенного места, по очереди. Время прохождения станции 4-3 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Снайперы” лучший игрок (команда) награждается медалью. В маршрутном листе записывается количество баллов, набранных командой.

Станция 2 “Военно-полевая кухня”.

Инвентарь: стол, кастрюля с водой, картофель, нож, фартук и колпак.
Место проведения: кабинет трудового обслуживания.
Ход: по сигналу игроки надевают колпаки и фартуки, берут ножи и начинают чистить картофель определенное время (например, 1 мин) . В зачет принимаются полностью очищенные картофелины. Результат заносится в маршрутный лист.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Шеф-повар” лучший игрок награждается медалью.

Станция 3 “Рота – подъем!”.

Инвентарь: Домашнее задание - спортивная короткая форма (футболка, шорты) .
Место проведения: игровая комната.
Ход: Игроки в короткой спортивной форме без обуви. Одежда сложена на стуле перед участниками. По сигналу, участники должны одеться за 45 секунд (брюки, ремень, рубашку, пиджак, туфли) . В зачет принимаются учащиеся одетые полностью. По окончании конкурса за опрятный внешний вид и осанку добавляется 1 балл. За неопрятный вид – снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Настоящий солдат” лучший игрок награждается медалью.

Станция 4 “Патриотическая”.

Инвентарь: листы бумаги, кисти и краски (фломастеры или цветные карандаши).
Место проведения: игровая комната или класс.
Ход: 1. Назвать государственную символику Российской Федерации.

  • Государственный гимн РФ.
  • Государственный герб РФ.
  • Государственный флаг РФ.

2. Нарисовать флаг Российской Федерации. Особое значение в оценивании конкурса следует уделить правильному расположению и гамме цветов флага. За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов. Флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхнего – белого, среднего – синего и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Белый цвет олицетворяет свободу. Синий цвет – Богородицу (покровительницу России) . Красный цвет – державность (смелость, великодушие) . Время выполнения задания 3-4 минуты.

Награждение:
по результатам конкурса отмечается команда, правильно выполнившая задания и давшая полный ответ и награждается медалями в номинации “Знатоки”.

Станция 5 “Силачи” .

Оборудование: перекладина, гимнастические маты.
Место проведения: спортзал.
Задание: Подтягивание в висе на перекладине. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми. Подсчитывается количество раз правильно выполненного упражнения. Результаты суммируются и заносятся в маршрутный лист. Время выполнения задания – 3-4 минуты.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Богатыри” лучший игрок награждается медалью.

Станция 6 “На плацу”.

Место проведения: спортзал (помещение, где имеется разметка на полу) .
Задание: выполнение строевых упражнений и команд.

  • Построение в одну шеренгу.
  • Название команды.
  • Девиз команды.
  • Равнение.
  • Строевой шаг на месте, выполнение команд: “На месте шагом – МАРШ!”; “Класс – СТОЙ!”.
  • Повороты на месте.

Оценивается правильное и четкое выполнение заданий и команд, внешний вид, правильная осанка. За четкое выполнение всех заданий команда получает 5 баллов.

Награждение: по результатам конкурса в номинации “Отличник строевой подготовки” лучший участник (команда) награждается медалью.

Станция 7 “Мозговая атака”.

Инвентарь: листы бумаги и карандаши.
Место проведения: библиотека.
Задание: За определенное время назвать воинские звания и рода войск. Оценивается количество и правильность названия воинских званий и родов войск. Время выполнения задания 3-4 минуты. Команда, давшая наиболее полный ответ, получает 5 баллов. Результат заносится в Маршрутный лист.
Для справки: рода войск – Военная Авиация (ВВС – штурмовая, истребительная, армейская, стратегическая) , Военно-Морской Флот (ВМФ – надводный, подводный) , Сухопутные Войска (танковые, артиллерийские, инженерные, спецназ, десант ВДВ) , Ракетные Войска Стратегического Назначения (РВСН, Войска Противовоздушной Обороны ПВО) .
Воинские звания – рядовой, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, младший прапорщик, прапорщик, младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, подполковник, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал - Армии, Маршал, Генералисимус, Верховный Главнокомандующий – Президент России.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Команда умников” лучшая команда награждается медалями.

Станция 8 “Медсанчасть”.

Инвентарь: бинты и вата.
Место проведения: медицинский кабинет.
Задание: За определенное время команда должна наложить ватно-марлевую повязку (на руку, ногу, голову). Оценивается правильность и аккуратность выполнения задания по 5-бальной шкале. За неправильное и неаккуратное выполнение задания снимается 1 балл.
Награждение: по результатам конкурса в номинации “Юный медбрат” лучший игрок (команда) награждается медалью.

Станция 9 “Военно-патриотической песни”.

Оборудование: музыкальный центр – караоке.
Место проведения: кабинет музыки.
Задание: Команда получает задание исполнить песню по данной тематике под фонограмму. Девочки помогают мальчикам. Конкурс оценивается по 5-бальной шкале. Учитывается знание слов и вокальное мастерство. Время проведения – 3-4 минуты.
Награждение: по итогам конкурса в номинации “Юные соловьи” лучший исполнитель (команда) награждается медалью.

Станция 10 “На привале” .

Место проведения : игровая комната.
Задание: Команды-участницы отдыхают. В интеллектуальную борьбу вступают болельщицы.
Викторина:

  • Про кого говорят, что он ошибается только один раз? (Сапер)
  • Какие войска ушли в отставку? (Кавалерия)
  • Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)
  • Что означает слово “таран”? (Таран – прямой удар самолета, танка, корабля)
  • Какие виды холодного оружия вы знаете? (Булава, меч, шпага, нож, штык, сабля)
  • Какой год считается годом рождения Красной Армии? (1918)
  • Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник)
  • Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники)
  • Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)
  • . Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)
  • За каждый правильный ответ команде дается 1 балл. Результат викторины заносится в Маршрутный лист.

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

    ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

    Выпускная квалификационная работа

    по Безопасности жизнедеятельности

    специальность 050720 Физическая культура


    ВВЕДЕНИЕ

    РАЗДЕЛ I. Военно-спортивные игры

    1.1 Сущность военно-спортивных игр

    1.2 Воспитательные и образовательные возможности военно-спортивных игр

    1.3 Место военно-спортивных игр на местности в системе военно-патриотического воспитания

    РАЗДЕЛ II Военно-патриотическое воспитание в молодежных организациях России

    РАЗДЕЛ IIIУчастие студентов колледжа в военно-спортивных играх

    3.1 Призывник года

    3.2 Зарница

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Библиография

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы.

    Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.

    В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные игры способствуют подготовке учащихся к службе в армии и развивают чувство патриотизма.

    Цель работы заключается врассмотрении влияния военно-спортивных игр на формирование патриотизма.

    Задачи работы:

    1.Дать характеристику военно-спортивных игр.

    2.Раскрыть влияние военно-спортивных игр на формирование патриотизма.

    3. Проанализировать активность студентов колледжа в участии в военно-спортивных играх.

    Проблема исследования заключается в определении роли военно-спортивных игр в патриотическом воспитании.

    Объект исследования: патриотическое воспитание.

    Предмет исследования: развитие патриотизма через участие в военно-спортивных играх.

    Гипотеза исследования: Если активно привлекать студентов к участию в военно-спортивных играх, то патриотическое воспитание будет более эффективным.

    Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:

    1. определена роль военно-спортивных игр в разностороннем развитии студентов;

    2. показано значение военно-спортивных игр в патриотическом воспитании молодёжи.

    Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, обозначена проблема исследования. В первой главе рассматривается общая характеристика военно-спортивных игр. Вторая глава посвящена военно-патриотическому воспитанию в молодежных организациях России. В третьей главе раскрыто участие студентов колледжа в военно-спортивных конкурсах и соревнованиях.

    РАЗДЕЛ I ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

    1.1 Сущность военно-спортивной игры

    Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.

    Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых. .

    Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.

    Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:

    Наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;

    Ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, передвижение отрядов в четком строю, ориентирование на местности по различным признакам, решение задач на определение расстояний разнообразными способами и других упражнений, ведение разведки, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;

    Возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, макеты оружия (орудий, ракет, пулеметов, автоматов, пистолетов и др.), учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);

    В военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение. Сильное влияние оказывает приказ как общеобразовательное требование, которое беспрекословно должен выполнять каждый участник игры.

    Важной особенностью военно-спортивной игры на местности является и то, что достижение целей в ней протекает в специфических условиях, в упрошенном виде отражающих характер военных занятий и боевых действий. Выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;

    Разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности, следопытстве и ориентировании, первой помощи, навыках походной жизни, строевых упражнениях и пр.) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят. .

    Таким образом, рассматривая вопрос о сущности детской военно-спортивной игры, следует исходить из общего представления об игре как исторически возникшем виде деятельности детей, заключающемся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленном на познание предметной и социальной деятельности, как одном из средств физического, умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения

    В военно-спортивных играх в доступной для студента форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.

    1.2 Воспитательные и образовательные возможности

    военно-спортивных игр

    Игра социальна и тесно связана с трудом, учебой. – эти важнейшие положения научной теории детских игр дают нам возможность проанализировать вопрос о воспитательных возможностях военно-спортивной игры.

    В военно-спортивных играх студентов в какой-то мере отражается воинский труд взрослых .

    Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

    Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники с большим интересом относятся к ним, играют в них охотно . Исследования показали, что основными мотивами, поражающими у учащихся интерес к военно-спортивной игре, являются следующие. Во-первых, желание удовлетворить свое стремление к героическим поступкам, доказать свою взрослость, самостоятельность, проверить свои силы в возможности проявить личные качества, занять определенное место в коллективе, самоутвердиться. Во-вторых, стремление приобрести некоторые первичные военные знания, умения и навыки в действиях на местности, а также развить у себя ряд морально-волевых качеств, необходимых для активного участия в будущем в трудовой деятельности, в защите своего Отечества.

    Учащиеся на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.

    На отношение ребят к военно-спортивным играм в значительной мере оказывают влияние методики проведения игр, отношение к играм воспитателей, и прежде всего руководителей.

    Какие же качества формируются у ребят в процессе занятий военно-спортивными играми? Какова их роль в военно-патриотическом воспитании школьников?

    Лариса Досова

    ели : формирование духовно нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма ; развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

    Задачи :

    1. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской Армии, солдатам-защитникам Отечества.

    2. Развивать познавательный интерес к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, интерес к военным специальностям (зенитчики, сапёры, артиллерия, снайперы и др.) .

    3. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств : чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплочённости, умения работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.

    4. Продолжать формировать основы здорового образа жизни, развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, выносливость и др.) .

    5. Развивать у детей практическое умение ориентироваться на местности с помощью карты-схемы.

    6. Создать условия для позитивной социализации детей , непосредственного положительно-заряженного взаимодействия детей и взрослых в практико-ориентированной игровой деятельности.

    Место проведения игры : территория детского сада (на улице) . Разные этапы игры проходят на разных участках территории детского сада.

    Длительность : 40- 50 мин. (без привала на «полевой кухне» )

    Участники : дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, сотрудники ДОО.

    Предварительная работа : беседы с детьми о Российской Армии, о празднике «День Победы» ; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о воинах-защитниках Отечества; рассказ о традициях военно-спортивной игры «Зарница » ; разучивание стихов, песен патриотической тематики ; изготовление нагрудных знаков (эмблем) : «зенитчики» , «снайперы» , орденов (медалей, карты-плана, ориентиров для каждого этапа;

    Взаимодействие с музыкальным руководителем в подборе музыкального сопровождения (музыка и песни военных лет ) ;

    взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ по изготовлению атрибутов и подготовке оборудования, разъяснению задач игры и распределению ролей.

    Атрибуты и оборудование :

    военная форма для главнокомандующего, военная форма для педагогов групп, для девочек - элементы одежды для медицинских сестер (сумочки с бинтами, белые косынки с красным крестом) ; ордена и георгиевские ленточки по количеству детей , фрагменты георгиевских ленточек для подсчёта баллов; красные шапочки и шарфики для «постовых» и старших командиров (взрослых) ; стойки-ориентиры с надписями : «штаб» , «мины» , «+» (красный крест, «сапёры» «снайперы» ; макет костра; кастрюля с кашей, чашки, ложки и пиалы для «полевой кухни» , две карты – плана (для каждой команды-свой маршрут) .

    Для полосы препятствий : - 2 стойки с натянутой веревкой с колокольчиками; «Разминируй поле» -20 пластиковых бутылок с крышками, ведро; «Пройти через болото» -14 обручей (несколько из которых – красные, две корзины (в одной - маленькие мячики, по два на каждого ребёнка) ; «Сбей вражеский самолёт» - два «самолета» , изготовленных из пластиковых бутылок, мешочки с песком (по количеству детей , веревка; «Снайперы» - грузовик с боеприпасами, мешочки для метания (по количеству детей ) ; «Санчасть» - трое санок- ледянок; «Найди секретные документы» - два конверта с разрезанными картинками – пазлами с изображением танка.

    Сценарий игры

    На площадке детского сада звучит музыка военных лет . Два отряда детей «Снайперы» и «Зенитчики» выстраиваются в одну шеренгу; напротив , у знака «Штаб» , стоят главнокомандующий, инструктор по ФК, двое детей

    (командиры отрядов) . Взрослые и родители-участники Игры встают рядом с детьми.

    Инструктор :

    Звучат фанфары,

    Гремит салют,

    Военной Зарнице

    открыт наш путь.

    Очень скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник - 70 летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящается наша военно-спортивная игра «Зарница » .

    «Зарница » - игра смелых, ловких и дружных. И мы уверенны, что сегодня вы проявите свою находчивость, выносливость и справитесь со свеми трудными заданиями. А самое главное - будете работать в команде - в отряде, где один за всех и все за одного.

    1-ребёнок (командир отряда «Зенитчики» ):

    Пусть живём мы не в столице,

    И для службы мы малы.

    Но уметь играть в «Зарницу » ,

    Обязательно должны!

    Всё серьёзно, как у взрослых :

    И команды и парад.

    Есть вопросы?

    Нет вопросов! -

    Так на службе говорят.

    2-ребёнок (командир отряда «Снайперы» ):

    Вы поверьте, мы не струсим,

    Без сомненья, победим!

    О делах отрапортуем,

    Честь по форме отдадим.

    Всех, кто хочет – приглашаем,

    К нам, в «Зарницу » поиграть.

    Мы научим крепкой дружбе,

    А не только воевать.

    Вместе :

    Чтоб гордились нами деды,

    Чтобы не было войны,

    Подрастём и, если нужно,

    Постоим за честь страны! (Ирина Кутепова «Дошкольная Зарница » )

    Дети-командиры строевым шагом возвращаются к своим отрядам.

    Инструктор : Давно отгремели залпы войны. Над нами мирное небо.

    Люди спокойно работают. Мы с вами живем в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Российская Армия.

    Одной большой семьей живут народы,

    Крепка Россия наша, как гранит.

    На страже мира, счастья и свободы

    Солдат Российской армии стоит.

    Наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии и сила нашей любимой и непобедимой России. Поздравляем всех с наступающим праздником Днём Победы. УРА!

    Дети : Ура! Ура! Ура!

    Инструктор : Один у нас на всех девиз :

    Дети : “Не отступать назад”

    Инструктор : Не даром говорят :

    Дети : “Солдат всегда солдат”

    Инструктор : Представляю нашего главнокомандующего… (представляет взрослого из состава родителей воспитанников или представителей военной части города , выполняющего роль главнокомандующего).

    Главнокомандующий делает шаг вперед.

    Главнокомандующий : Здравствуйте, товарищи, бойцы!

    Дети : Здравствуйте!

    Главнокомандующий : Равняйсь! Смирно! Вольно!

    Главнокомандующий : Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие : из сейфа были похищены очень важные секретные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти документы и доставить их в штаб, действуя четко по карте. Синим цветом на карте обозначен ШТАБ - место, где мы сейчас находимся. Когда вы найдете документ , вам нужно будет вернуться в штаб и доложить о выполнении задания. Задание понятно?

    Дети : Так точно.

    Главнокомандующий : Это задание очень сложное - нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

    Дети : Так точно.

    Главнокомандующий : Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности к выполнению боевого задания.

    Командир отряда «Снайперы» докладывает :

    Товарищ Главнокомандующий, отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда … (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

    Главнокомандующий

    Командир отряда «Зенитчики» : Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

    Товарищ Главнокомандующий, отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

    Главнокомандующий : Рапорт принят! Получите карту-план.

    Командир отряда становится в строй.

    Инструктор : В нашей игре также принимают участие взрослые командиры, они будут помогать вам (взрослые командиры-родители стоят на каждом этапе, на них красный шарф и шапочка). Есть такие препятствия, преодолев которые, можно заработать очки – георгиевскую ленточку. Отрядам нужно не только выполнить все задания правильно, но и постараться как можно больше заработать ленточек. Главнокомандующий : Отрядам приступить к выполнению задания.

    Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим. У каждой команды свой план, (место встречи одно, а маршрут прохождения препятствий и поиски документов разное - по карте). Последнее препятствие у всех на карте «Найти секретные документы» . На этапах стоят помощники, которые следят за соблюдением правил прохождения испытаний и подводят итог. Каждое очко – фрагмент георгиевской ленточки.

    Этапы полосы препятствий :

    «Проползи через колючую проволоку» (в качестве «колючей проволоки» натянута веревка, на которой висят колокольчики)

    Цель : проползти под “колючей проволокой” так, чтобы не задеть её.

    Правила игры : если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.

    «Разминируй поле»

    (дети приходят на "минное поле" – участок, на котором расставлены обозначения «мины» и в сугробах в снегу закопаны пластиковые бутылки с яркими крышками.).

    Цель : под снегом дети должны найти закопанные пластиковые бутылки –«мины» и осторожно открутить крышки, не вынимая бутылки. Только в этом случае мина считается обезвреженной.

    Правила игры : если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она “взорвалась”, боец ранен и ему требуется “медицинская помощь”, санитары его перевязывают.

    «Пройти через болото» (участок, на котором разложены обручи –«кочки» )

    Цель : перебраться через “болото” (с кочки на кочку, принести снаряды (маленькие мячики, на другую сторону “болота”. Правила игры : прыжки из обруча в обруч на двух ногах, в руках 2 малых мяча. Нельзя наступать на красные обручи – это мины (торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым. Медсестра оказывает первую медицинскую помощь раненому. Ребёнок, который перенёс снаряды, возвращается в команду.

    Огромную роль в сражениях всегда играла артиллерия. Следующее задание

    «Сбей вражеский самолёт» (на территории между двумя деревьями натянута леска, к ней подвешены «самолёты» из пластиковых бутылок)

    Цель : попасть “снарядами” – мешочками для метания в «самолёт» .

    Правила игры : каждое попадание ребёнком в цель приносит команде 1 балл (ленточку) ; каждый участник имеет право сделать один бросок.

    «Снайперы»

    Цель : попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Правила : нельзя переступать черту, иначе можешь “взорваться” вместе с грузовиком.

    «Санчасть» (оказание первой медицинской помощи раненым)

    Цель : оказать помощь раненому (перевязать, доставить в санчасть) .

    Правила : девочкам - медсестрам предлагается сделать перевязку руки, ноги и головы пострадавшим(3 раненных,3 медсестры, двое детей перевозят ) . Затем мальчики транспортируют (перевозят) каждого на санках-ледянках до знака «Красный крест» .

    «Найди секретные документы» Цель : быстро и правильно сориентироваться на местности : по карте –плану найти документы и доставить в штаб.

    Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. Но как найти пакет? Здесь им предстоит выполнить последнее задание на ориентировку в пространстве. На плане - задание : после минного поля добежать до конца здания, повернуть налево, остановиться у крыльца и встать к нему лицом. Затем отсчитать (найти) вторую березу слева направо и можно начинать искать документ. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе с педагогом открывают его. В пакете документ, испорченный «врагом» -он разрезан на несколько частей. Дети собирают пазлы и получается изображение танка.

    После того, как отряды выполнили свое боевое задание, все снова собираются на площадке у знака «Штаб» . Командиры отрядов сдают рапорт главнокомандующему.

    Главнокомандующий : Отряд, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!

    Командир маршевым шагом подходит к Главнокомандующему и

    докладывает :

    Товарищ Главнокомандующий! Отряд «Снайперы» задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан!

    Главнокомандующий : Рапорт принят!

    Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Командир отряда “Зенитчики” маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

    Товарищ Главнокомандующий! Отряд “Зенитчики” задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан! Главнокомандующий : Рапорт принят!

    Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

    Главнокомандующий : Товарищи бойцы, вы отлично справились с боевым заданием и без потерь прошли все испытания.

    Инструктор : Вы все - настоящие будущие солдаты-защитники. А сейчас старшие командиры доложите о количестве заработанных очков георгиевских ленточек.

    Старшие командиры отрядов докладывают о количестве заработанных ленточек.

    Главнокомандующий : А сейчас я хочу выразить свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас орденами за проявленное мужество, отвагу, смелость и решительность, а так же вручить каждому георгиевскую ленточку, как символом объединения. Командирам отрядов получить ордена для своего отряда!

    Командиры подходят к главнокомандующему и получают награды.

    Инструктор : Вот и подошла к концу военно - спортивная игра «Зарница » .

    И мы убедились, что у нашей любимой России растут новые отважные и дружные защитники. А когда мы едины, то мы непобедимы!

    Всем предлагается исполнить песню о России (по выбору детей ) .

    Огромное спасибо всем! А теперь мы приглашаем всех бойцов отведать настоящую солдатскую кашу нашей «полевой кухни» . Организуется полевая кухня (привал, где дети и взрослые едят гречневую кашу и пьют горячий чай.

    Используемая литература и ресурсы :

    1. Желобкович Е. Ф. 150 Эстафет для детей дошкольного возраста -М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2010.-120 с.

    2. Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2014.-224с.

    3. Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет : игры-эстафеты- Волгоград : Учитель,2012.-127 с.

    4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2013.- 96с.

    5. Интернет - ресурсы.








    Название:
    Номинация:

    Паспорт работы

    Название работы : Игра для одаренных подростков «Где наше будущее?»

    Цель и задачи конкурсной работы:

    Цель:

    Задачи:

    Краткое содержание:

    Предполагаемые конечные результаты:

    Порядок контроля и оценки результатов:

    В конце игры, по завершению всех ее этапов проводится общее мероприятия «Кто наше будущее?», на котором дети имеют возможность высказать свое мнение по вопросам принадлежности каждого к государству, стране, отношению к ней и желанию нести ответственность за ее будущее. Данное мероприятие и является оценкой достигнутых результатов в ходе игры. Психолог (ведущий) имеет возможность узнать мнения учащихся по данным вопросам в непринужденной обстановке, в ходе игры. Кроме того, эта игра помогает детям услышать друг друга и узнать мнение своих друзей, лидеров групп по этим вопросам.

    Необходимые ресурсы для организации конкурсной работы: Отдельные изолированные комнаты для организации «станций», стулья по количеству участников, столы по количеству станций, бумага формата А4, ватманы, карандаши, фломастеры, ручки, краски, сенсорная доска (стол), колонки, микрофон, компьютер, принтер.

    Пояснительная записка

    Динамика развития мира сегодня поражает своими темпами. Ежедневно совершаются десятки открытий, исследуются ранее неизвестные материалы, конструкции, механизмы и системы, создаются инновационные методы развития различных жизненных систем, глобальными темпами развивается человеческое общество. И главное, что во главе всего этого стоит Человек. Это Человек строит гипотезы и доказывает теории, которые казались фантастикой еще десять лет назад, это Человек изобретает наше будущее. Самый важный ресурс - это Человеческий ресурс. Мы, те кто сегодня наблюдаем прогресс развития нашей страны и всего мира не можем не понимать, что будущее зависит от подрастающего поколения, а точнее от того, как много будет вложено сил в созидание развития и социализации наших детей.

    Актуальность поддержки молодых умов, творческих и желающих действовать не раз подчеркивалась на самом высоком уровне в правительстве Российской Федерации. И как особо важная часть всей системы сопровождения развития науки и развития российского общества заявлена необходимость выявления и поддержки одаренных детей.

    Одаренный ребенок - это не просто маленький гений, который, прибавив годы будет уже готовым ресурсом для создания научных открытий. Только на первый взгляд нам кажется - пусть он набирает года, надо только подождать и мы получим готового первооткрывателя. Погружаясь в мир науки или творчества, ребенок не всегда находит взаимопонимание с окружающим миром. В рамках работы Государственного областного бюджетного образовательного учреждения «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» проводится важнейшая работа по выявлению, поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

    Но где окажутся наши великие умы после обучения – не захотят ли они в поисках «лучшего будущего» обратить свой взор на Запад, с его цветными картинками и привлекательными лозунгами? Если оставить молодого ученого, подрастающего «умника», любознательного и одаренного ребенка одного – то он будет более податлив влиянию западной пропаганды. Но наша задача – привить ребенку понимание – что он нужен своей стране, что в его силах поднимать и развивать науку в России. Наш юный школьник, наш подрастающий специалист должен чувствовать, что Россия нуждается в нем, что он часть своей страны. Гордость за страну, любовь к малой Родине, вера в свои силы и в потенциал своей державы – вот опора для нашего будущего!

    В рамках работы профильных смен в ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» реализуется работа по формированию гражданской идентичности одаренных и высокомотивированных детей, учащихся школ Липецкой области в процессе смены, в том числе и в виде игры по станциям.

    Целевая группа: участники профильных смен, школьники 12-17 лет, имеющие признаки одаренности.

    Цель: способствовать формированию гражданской и национальной идентичности школьников, имеющих признаки одаренности, проживающих в Липецкой области.

    Задачи:

    • формировать чувство принадлежности к коллективу, обществу, государству;
    • способствовать развитию чувства гордости за свою страну, ее научные достижения;
    • формировать понимание важности вклада каждого гражданина России в ее развитие;
    • способствовать обобщению знаний школьников о стране;
    • развития интереса к изучению страны;
    • формирование гордости за национальные природные богатства.

    Ожидаемые результаты:

    1. Сплочение и единение команд (как части общества) для достижения общих результатов.
    2. Расширение знаний школьников о России, ее богатствах.
    3. Повышение осведомленности о мировых открытиях, совершенных Российскими учеными.
    4. Развитие чувства идентификации себя с российским обществом.
    5. Преодоление навязанных стереотипов о современной России, формирование чувства ответственности за будущее своей страны.

    Также интересная работа по патриотическому воспитанию школьников:

    Сегодня в социальных сетях и на различных сайтах в интернете можно встретить пропаганду с антироссийским подтекстом, а также прямые призывы к стремлению покинуть свою страну в поисках «лучшей жизни». Дети пубертатного возраста наиболее подвержены такому влиянию. В подростковом возрасте у ребенка уже формируется проекция своего «Я» в будущем, он переживает период формирования системы выборов, которые обеспечивают цельность его личности в будущем (профессия, половая идентичность, личностные установки). Поэтому так важно именно в этот период предоставлять подростку пример гражданской идентичности у взрослых, а также прививать чувство патриотизма . В процессе данной игры одаренные и высокомотивированные школьники получают возможность почувствовать свою причастность к будущему страны. Практическая значимость данной игры заключается в том, что она является практическим опытом познания уникальности России и демонстрирует пример значимости каждого человека для будущего своей Родины. Работа в данном направлении является профилактикой «утечки мозгов» за границы нашей страны.

    Для участия в данной игре приглашаются участники профильной смены ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия». В смене участвуют 75 детей, которые поделены на 5 групп. Каждая группа в игре представляет одну команду. Команды состоят из 15 человек.

    Игра предполагает наличие легенды – поиск «Манускрипта истины». По легенде в государстве «Умникум» потерялся манускрипт, который содержит в себе истину познания для каждого жителя данной страны. Без этого манускрипта жители страны не могут продолжать жить и работать, в стране начинается хаос и беспорядки. И жители этой страны отправили послание для ребят, чтобы они пришли им на помощь. Участникам предлагается отправится на испытания и ответить на вопросы, использовав знания о своей стране, чтобы помочь жителям волшебной страны.

    Участники игры – дети, проходят испытания (станции в здании центра), которые отмечены на карте испытаний, ее получают после оглашения легенды, в определенном порядке (у каждой команды свой порядок), чтобы команды не пересекались на одном испытании. За выполнения заданий игрокам начисляются баллы, в соответствии с ними они получают большой или маленький фрагмент карты. Чем больше будут фрагменты – тем проще будет собрать и догадаться, что на нем изображено. Детям предлагается пройти испытания, и за каждую станцию, в зависимости от правильности выполнения заданий получить часть карты России (детям неизвестно что это пока не соберут), на которой с другой стороны изображен Человек – гражданин своей страны. В конце, когда все команды соберутся в зале их задачей будет истолковать то, что они получили и составить «Манускрипт истины».

    Название работы:

    Станция 1. «Великие мудрецы»

    Цель: повышение уровня осведомленности школьников о достижениях Российских ученых в мировой науки, а также значимости российских литераторов и политиков в мировом сообществе. Дети получают задание – в ответ они должны сказать о ком идет речь или какое открытие сделал человек.

    Вопрос 1. Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых … элементов и свойств. Открытие признано величайшем событием в истории материаловедения.

    Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев, периодическая система химических элементов Менделеева.

    Вопрос 2. Одним из первых нашел практическое применение электромагнитных волн, в том числе для радиосвязи. Создал совершенный для своего времени вариант радиоприемника.

    Ответ: Александр Степанович Попов, создатель радио.

    Вопрос 3. Создал науку о высшей нервной деятельности. Первый российский Нобелевский лауреат. Удостоен награды за исследования физиологии пищеварения. Подсказка: изучал рефлексы.

    Ответ: Павлов Иван Петрович, учение об условных и безусловных рефлексах.

    Вопрос 4. Сахаров Андрей Дмитриевич провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира. В 1949 г. совместно с помощниками он разработал проект такой … бомбы. Какой?

    Ответ: водородной бомбы - первого советского термоядерного оружия.

    Вопрос 5. Выдающийся гражданин России … был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он был первым в истории человечества, кто совершил это…. 12 апреля 1961 года.

    Ответ: Юрий Гагарин

    Вопрос 6. Создатель ракетно-космической техники и практической космонавтики СССР. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли (1957 год) и полет первого космонавта планеты.

    Ответ: Королев Сергей Павлович

    Вопрос 7. Советский футболист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerdì, Guerin Sportivo, Planète Foot и Voetbal International. Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч».

    Достижения команды:

    • Олимпийский чемпион: (1) 1956
    • Обладатель Кубка Европы: (1) 1960
    • Серебряный призёр Кубка Европы: (1) 1964
    • Бронзовый призёр Чемпионата мира: (1) 1966

    Ответ: Лев Яшин

    Вопрос 8. Советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, генерал-лейтенант, создатель всемирно известного автомата …… (названного в честь создателя).

    Ответ: автомата Калашникова (АК). Калашников Михаил Тимофеевич.

    Вопрос 9. Александр Александрович Пороховщиков говорил: «У каждого русского человека должна быть одна забота – служба Родине!» Он сконструировал и построил машину массой 3,5-4 тонны, для 1 человека, с двигателем мощностью 15 кВт, планетарной трансмиссией, максимальная скорость 25 км/ч. Эта машина первый в мире…..

    Подсказка: машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж».

    Ответ: танк.

    Вопрос 10. Русский биолог Илья Ильич Мечников посвятил годы жизни исследованиям в области эпидемиологии холеры, туберкулёза и других инфекционных заболеваний. В 1882 году Мечников одним из первых в мире обнаружил свойство некоторых клеток крови (в частности, лейкоцитов) растворять чужеродные объекты. На основе этого открытия ученый разработал сравнительную патологию воспаления и, впоследствии, фагоцитарную теорию ЧЕГО?, которая принесла ему мировое признание и Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году.

    Ответ : теорию иммунитета.

    Станция 2. «Моя разная страна»

    Цель: формирование принадлежности к своей стране, восприятие ее огромного потенциала, развитие нового восприятия жизни в стране.

    Детям предлагается командой за 15 минут раскрасить макет своей страны на ватмане, при этом на карте надо обозначить важные места, достопримечательности и особенности, которые несет в себе Россия. За каждую уникальную историческую и природную отметку – 1 балл.

    Станция 3. «Чем мы лучше других?»

    Цель: расширение знаний о России, ее богатствах, природных особенностях, сравнение с особенностями других стран.

    Вопрос 1. Россия – является крупнейшей страной мира и анимает:

    А)1/7 часть суши

    Б) 1/8 часть суши

    В) 1/9 часть суши

    Г) 1/10 часть суши

    Ответ: 1/8 часть суши

    Вопрос 2. Это бессточное самосадочное озеро в Палласком районе Волгоградской области России, крупнейшее в Европе солёное озеро с лечебной рапой и грязями. Самое большое по площади минеральное озеро Европы. Минерализация его в 1,5 раза выше, чем в Мертвом море. Из-за содержащихся в воде водорослей Dunaliella salina, цвет у озера красноватый. Со времен Ивана Грозного Эльтон использовали для добычи соли. В переводе с казахского означает «золотое дно»

    Варианта ответов:

    А) Пякуто

    Б) Убсу-Нур

    Ответ: Эльтон

    Вопрос 3. Отметьте особенности, которые не относятся к России, поясните почему:

    А) огромная площадь территории;

    Б) разнообразие природных условий и ресурсов;

    В) малое разнообразие форм рельефа;

    Г) отсутствует свободный выход в Мировой Океан;

    Д) богатые лесные ресурсы;

    Е) большое количество стран-соседей;

    Ж) наличие крупных судоходных рек.

    Ответ: в, г

    Вопрос 4. Эта ледяная пещера – одна из самых больших в мире и единственная в России пещера, специально оборудованная для экскурсий. Находится она на Урале, между Пермью и Екатеринбургом. Возраст этой ледяной пещеры почти 10-12 тысяч лет. Общая протяжённость коридоров составляет около 6000 метров, а длина туристического пути – 1,5 км. В пещере 58 залов и около 70 озер. Некоторые гроты достигают 50-100 метров в длину и 20 метров в высоту.

    Варианта ответов:

    А) Мраморная пещера

    Б) Кунгурская пещера

    В) Голубой грот

    Г) Ледяная пещера Ватнаекуль

    Ответ: Кунгурская ледяная пещера

    Вопрос 5.

    Вопрос 6.

    Вопрос 7.

    Вопрос 8.

    Вопрос 9.

    Вопрос 10. Россия граничит со многими странами. Какое количество стран имеют общую границу с Россией? Назовите их.

    А) 14 стран

    Б) 9 стран

    В) 19 стран

    Г) 13 стран

    Д) 10 стран

    Ответ: 14 стран. КНДР, Китай, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Норвегия.

    Ответ засчитывается если участники называют хотя бы 12 стран.

    Станция 4: «Во имя ей сложу я песнь……»

    Цель: развитие патриотических качеств, учет положительных сторон Российской государственности.

    Участникам предлагается придумать стихотворение, поэму, песнь с предложенными словами. Баллы за задание начисляются исходя из учета размера стиха, а также использования всех слов в контексте.

    Слова: страна, гордость, важна, человек, ребенок, уникальна, будущее, ученый, творец, награда, честь, мы.

    Станция 5. «Мудрость предков»

    Цель: осознание мудрости предыдущих поколений, принятие ребенком себя, как части русского народа.

    Участникам групп предлагается из набора слов сложить пословицы и объяснить их смысл. Пословицы подбираются по теме игры. Слова предоставляются участникам на сенсорной доске в разброс. За каждый верный ответ начисляется один балл.

    Пословицы:

    1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

    2. Где кто родится, там и пригодится.

    3. Глупый ртом глядит, брюхом слушает.

    4. Если вздохнуть всем народом, - ветер будет.

    5. Согласие крепче каменных стен.

    6. Кинь добро назади, очутится напереди.

    7. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.

    8. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    9. Добрая ссора лучше худого согласья.

    10. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

    Станция 6. «Мы – президент страны»

    Цель: осознание единства команды, народа, нации. Принятие своей страны, с ее особенностями, сложностями и успехами.

    Участниками команды предлагается представить, что все они один человек – президент страны, которого только сегодня выбрали на пост. Важным условием выполнения задания – является равный вклад каждого. Президенту нужно решить задачи и построить план работы по наиболее важным направлениям. Этапы выполнения задания:

    1. Определить самые важные задачи (по одной от каждого члена команды) – всего 15.
    2. Определить ранг каждой задачи по жизненной важности для народа страны.
    3. Составить план решения трех важнейших задач по этапам – 3-5 этапов.

    Для выполнения задания участникам дается текст ситуация: «Представьте, что вы президент страны, в которой недавно произошла революция. По ее итогу враждующие примирились и договорились о равных правах для обоих сторон. Но в ходе гражданской войны большая часть страны пострадала. Разрушены школы, больницы, магазины, дома и т. д. У многих людей нет работы и денег, потому как разрушения коснулись их рабочих мест. Во многих областях, районах, городах нет руководства, сотрудников полиции и других служащих, которые пострадали в ходе войны. Дети не ходят в школу, старики не получают пенсию. На улицах разгром и свалки мусора после бомбежек и сражений. Люди боятся, что умрут от голода, или начнется беспредел, что у них отнимут то, что они имеют. Среди народа паника».

    При выполнении задания оценивается смысловая сторона задания, а также то, как действовала команда, на сколько слажена работала. За полноту выполнения задания дается от 5 до 15 баллов.

    Итоговый сбор всех участников «Манускрипт истины в руках каждого»

    Когда участники собираются вместе в зале они получают по свитку – он пустой. Ребятам предлагается проанализировать полученную карту – почему карта России по величине совпадает с человеком, что значит человек для страны и что он может для страны. Командам необходимо составить «Манускрипт истины», минимум из пяти пунктов, который будет отражать важные ценности для сохранения государственности и уважения к каждому гражданину. Затем каждая команда зачитывает его.

    Игра «Кто наше будущее?»

    По завершении игры проводится заключительная этап, где дети собираются все вместе. Ведущий задает детям вопросы, которые касаются гражданской позиции, политических установок народа и т.п. В ответ на вопрос участники должны выбрать ответ «да», «нет», «не знаю» и затем пересесть на соответствующую сторону зала. После того, как все заняли свои позиции проводится обсуждение, почему они думаю так или иначе.

    Цель: способствовать определению гражданской позиции, развитию патриотизма у подростков

    Список примерных вопросов для обсуждения (в зависимости от того, как пойдет беседа:

    1. Страна – это государство?

    2. Хорошо там, где нас нет?

    3. Я знаю, кто такой патриот

    4. Я — патриот

    5. Мы рождаемся с любовью к Родине

    6. Я ничего не могу сделать для своего народа

    7. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы стало лучше

    8. Мне хорошо в своем городе

    9. Мне хорошо в своей стране

    10. Моя страна-это я

    По результатам обсуждений участникам объявляется, что настоящее название игры не «Где наше будущее?», а «Кто наше будущее?». Потому, что будущее страны – это они, молодые, талантливые, одаренные и способные. Что в их возможностях менять город, страну, мир к лучшему. Вместе идти по пути прогресса и развития, выложив свою дорогу добрыми намерениями и заручившись поддержкой надежных друзей. Они – основа страны, основа благополучия будущих поколений!

    Название:
    Номинация: Школа, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, 12-17 лет

    Должность: педагог-психолог
    Место работы: ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия»
    Месторасположение: г. Липецк, ул. 40 лет октября, д.39