Презентация на тему "история шахмат". Презентация - шахматы в нашей жизни учитель истории и обществознания Чикунов М.П

Шахматы и дети
Автор: Пузанов Леонид ученик 2-2 класса
Руководитель проекта: Заикина Елена Геннадьевна Консультант: Боков Юрий Борисович
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха "Средняя общеобразовательная школа № 26" 143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.10
г. Балашиха 2016

Актуальность. В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает расширить круг общения, возможность самовыражения, способствует развитию логики мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Мои сверстники не осознают важного места шахмат в своей жизни. Гипотеза: Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.
Тема проекта Шахматы и дети

Цель: Доказать позитивное влияние шахмат на развитие детей
Задачи: Провести анализ результатов исследований и наглядно оформить их. Приоткрыть дверь в таинственный и увлекательный мир шахмат. Оценить роль шахмат в повседневной жизни сверстников Развивать устойчивый интерес к игре. Объект исследования: учащиеся начальных классов, умеющие и неумеющие играть в шахматы. Методы исследования: анкетирование, сбор и анализ данных, подбор литературы. Срок реализации проекта: сентябрь 2015 -март 2016

История возникновения шахмат И
Игра возникла в Индии в VI веке и называлась чатуранга Отличия от современных шахмат:
фигур было всего 4; игроков было 4, а не двое (играли пара на пару); ходы делались бросанием игральных костей; для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противника

История возникновения шахмат
В 550 году на Арабском Востоке чатуранга стала называться: у арабов – «шатрандж», у персов - «шатранг», у таджиков - «шахматы». Правила игры изменились: игроков стало двое; каждый получил 2 комплекта фигур; вместо костей, стали ходить по одному ходу по очереди; победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата. На Руси шахматы появились в 9-10 веках.

Правила игры
Игру начинают белые фигуры. Ходы делают поочерёдно, по 1 фигуре. Ходы каждой фигуры показаны на диаграммах ниже. У каждой фигуры свои правила хода.

Ходы шахматных фигур

Чемпионы СССР и РОССИИ по шахматам
Имя, Фамилия Годы чемпионства Время чемпионства (лет) Чемпион
Анатолий Карпов 1975-1985 10
Гари Каспаров 1985-1993 8
Владимир Крамник 2006-2007 1

Польза обучения игре в шахматы у детей
Рисунок 1. Уровень умственного развития учащихся на начало учебного года
.
Рисунок 2. Уровень умственного развития учащихся на конец учебного года

Результаты анкетирования в 2-2 классе
об игре слышали 22 человека в шахматы играют 13 человек в кружках по шахматам занимаются 3 человека 4- хотели бы научиться играть в шахматы 3 – не хотят совсем 2 ответили – не знаю


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2009"

Происхождение шахмат

Координатор:

учитель истории и обществознания Чикунов М.П.

Соловьева Елизавета и Перевицкая Ксения

Происхождение Шахмат

Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает древнюю легенду , которая приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную, на первый взгляд, награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете (оно равно 2 64 − 1 ≈1,845×10 19 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км³) . Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Не позже начала VI века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга . В точности правила чатуранги неизвестны, есть несколько восстановленных по разным источникам вариантов, тем не менее, ясно, что игра уже тогда имела вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры). Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья ), конь , слон , король ) и по четыре пешки . Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Происхождение шахмат

В том же VI или, возможно, в VII веке чатуранга была заимствована арабами . На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали ). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата , а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов - шатрандж , у персов - «шатранг». Бурятско-монгольская версия называлась « шатар » или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам , шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом . 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи « Карнамук ». В 819 году при дворе халифа аль- Мамуна в Хоросане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира ал-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая . В 847 году вышла первая шахматная книга , которую написал Аль- Адли .

Происхождение шахмат

Появление шахмат на Руси

Русские шахматы XVII века и фрагмент доски.

Приблизительно в 820 году шахматы (точнее, арабский шатрандж под среднеазиатским названием «шахмат», в русском языке превратившимся в «шахматы») появились на Руси , придя, как считается, либо прямо из Персии через Кавказ и Хазарский каганат , либо от среднеазиатских народов, через Хорезм . Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат», русские названия фигур более всего соответствуют арабским или персидским (слон и конь - переводы соответствующих арабских терминов, ферзь - созвучно персидскому «фарзин» либо арабскому «фирзан») . Ладья, по одному из предположений, получила такое название вследствие того, что соответствующая арабская фигура «рух» изображала мифическую птицу, и была похожа на стилизованное изображение русской ладьи . Сопоставление же русской шахматной терминологии с терминологией Закавказья, Монголии и европейских стран показывает, что ни название игры, ни названия фигур не могли быть заимствованы из этих регионов ни по смыслу, ни по созвучию.

Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, с некоторым запозданием проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал на Русь в X-XI веках, из Италии , через Польшу .


  • Вопросы:
  • Какую награду попросил бармин за своё изобретение?
  • Когда появилась родственная шахматам игра и как она называлась?
  • В каком году вышла первая шахматная книга и кто её написал?
  • В каком году шахматы появились на Руси?

Ответы: 1 зёрна. 2 не позже начала VI века. Чатарунга. 3. В 847 году, написал Аль- Адли. 4 В 820году

Слайд 1

Шахматы в нашей жизни

Слайд 2

1 + 2 + 2² + …+ 2 = 2 - 1 зерен
63
64
18 446 744 073 709 551615

Слайд 3

Цель исследования: узнать историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы», когда появились первые шахматные задачи, какие были раньше правила игры, имена чемпионов мира; изучить, как относятся к этой игре мои одноклассники. Задачи исследования: прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат, историю этой игры; узнать имена чемпионов мира по шахматам; провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами; сделать выводы и рекомендации. Для написания работы были использованы следующие методы: 1. Метод теоретического исследования (анализ исторического материала, литературы по данной теме). 2.Обобщение результатов своей деятельности в шахматном кружке. 3. Метод анкетирования и наблюдения (анкетирование учащихся своего класса). 4.Обобщение данных и составление работы.

Слайд 4

Шахматы в России.
Основоположником русской шахматной школы считается М. Чигорин, который был первым русским шахматистом, вступившим в борьбу за высший шахматный титул. Он открывал шахматные клубы, издавал шахматные журналы, вел шахматные отделы в периодической печати, являлся организатором соревнований. Считается, что отечественные мастера создали так называемую советскую школу шахмат, основателем которой был Ботвинник. В 1948 году Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахматам, борьба за этот титул в основном проходила между советскими шахматистами.

Слайд 5

Шахматы в искусстве
В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества. Шахматные мотивы нередки в произведениях художественной литературы, которые восходят к фольклорным истокам.

Слайд 6

Шахматы воспевались русскими былинными певцами и сказителями. В произведениях народного творчества шахматы фигурируют прежде всего как игра, тренирую­щая человеческий ум, как любимый досуг воинов. В русском героичес­ком эпосе шахматы соперничают с такими состязаниями, как стрельба из лука и борьба. В шахматы играют герои русского былинного эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» упомина­ется, что киевская дружина накану­не сражения с врагом отдыхает за игрой в шахматы. В эпосе ряда европейских наро­дов рассказывается о красивой и умной женщине, хорошо играющей в шахматы. Этот образ воссоздан в былине «Ставр Годинович», где его жена Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей добрых» и, обыграв киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

Слайд 7

Компьютерные шахматы
В середине 1950-х американский математик и инженер Клод Шеннон сформулировал общие принципы такого программирования, что открыло путь к созданию первых «электронных шахматистов». Сила их игры стремительно возрастала благодаря быстродействию машин, способных «обдумывать» сотни тысяч, а затем и миллионы ходов в секунду.

Слайд 8

Задача 1 Какое наименьшее число королей можно расставить на шахматной доске так, чтобы они нападали на все свободные поля доски?
Решение: В каждом из девяти прямоугольников, выделенных на рисунке имеется одно поле (на нем стоит король), которое может быть атаковано только королем, находящимся в этом же прямоугольнике. Следовательно, для того чтобы все свободные поля доски были под угрозой, в каждом из наших девяти прямоугольников должен стоять хотя бы один король. Число девять и является решением задачи

Слайд 9

Задача 2. В квадрате 7х7 клеток закрасьте некоторые клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце оказалось ровно по три закрашенных клетки.
При решении задач на раскрашивание шахматной доски нет какого-то определенного используемого математического метода, нужно просто быть внимательным при решении, чтобы учесть все содержащиеся в условии задачи ограничения.

Слайд 10

Задача 3. На расстановку фигур
(поставлена в 1850 году Ф.Гауссом) Расставьте на обычной шахматной доске восемь феpзей так, чтобы никакие два из них не угрожали друг другу.

Слайд 11

Чемпионы мира по шахматам
Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница(первый чемпион мира) прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.

Софья Слиж
НОД. Знакомство детей 6–7 лет с историей шахмат.

Конспект занятия кружка по обучению детей игре в шахматы

для детей 6-7 лет

Цель : познакомить детей с историей шахмат

Задачи :

Обучающие :

-познакомить детей с историей появления шахмат ;

Расширить знания детей о шахматах как спортивной игре ;

Развивающие :

Развивать у детей умение ориентироваться на листе при помощи линейки и карандаша;

Развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

Развивать активную речь детей , умение анализировать, делать выводы;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Средства :

1. Наглядные - открытка с изображением короны;

2. Раздаточные – лист бумаги, линейка, карандаш простой

3. мультимедийные - компьютерная презентация

4. Оборудование : фигуры шахмат , шахматная доска , видеоряд : индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада .

Словарная работа : шахматное поле , правители, раджа, мудрец, восток, запад,

Инструктор по физкультуре :

Здравствуйте ребята!

1. Посмотрите, я получила открытку и очень удивилась, тому, что в ней написано.

Какую игру можно назвать королевской и почему? (ответы детей )

Что вы знаете о шахматах ?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой ?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации «Шахматы »

Комментарии по ходу слайдов.

Какая самая главная фигура в шахматах ? (ответ детей )

Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы ?

(ответы детей )

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга» .)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы, есть йоги) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока .

Из каких материалов делали шахматы , как вы думаете? (ответы детей )

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Рассказ о мудреце и короле. (В. Гришин)

Просмотр разнообразия шахмат на западе .

Игра «Море волнуется» .

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется» , но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные , но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура» , то есть шахматная .

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске .

Давайте сначала нарисуем две клетки белую и черную.

Чтобы клетки получились аккуратнее, используйте линейку.

Молодцы у всех получились клетки, а в следующий раз мы попробуем нарисовать всю шахматную доску .

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли : являются ли шахматы королевской игрой ?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей )

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король .

Все что вы узнали о шахматах можно рассказать родителям, братьям и сестрам.

Публикации по теме:

Цель: Знакомить с историей и культурой родного города детей старшего возраста. Задачи: Обучающая. Обобщить знания об одной из старинных.

"Неделя шахмат и шашек" во 2 младшей группе детского сада. Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы, можно ли обучать.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Исправить это можно, уделив проблеме нравственно.

Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.


На квадратиках доски

Короли свели полки,

Но для боя у полков

Нет ни пушек ни штыков. Что это?


  • История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет.
  • Были изобретёны они в Индии в V - VIвеке и распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры.

  • Зовется Шахматной страной Двухцветная страна, Ведётся в ней упорный бой – Двухцветная война Там обе армии смелы, Борьбой увлечены, В одной из них бойцы белы, В другой бойцы черны. Но разве цвет всего важней? Выигрывает бой Тот, кто решительней, умней, Вот там закон какой!

ПЕШКА

Пешка, маленький солдат,

лишь команды ждёт,

чтоб с квадрата на квадрат

двинуться вперёд.

На войну, не на парад,

пешка держит путь,

ей нельзя пойти назад,

в сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей,

в рукопашный бой,

первым ходом можно ей

сделать шаг двойной.

А потом - вперёд, вперёд,

за шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна

пешка до конца –

превратится там она

в грозного бойца.

Кем ей стать – ферзем, ладьей?

Может быть, конем?

Как решить вопрос такой,

Мы потом поймем.


  • Видимо, ладья упряма,
  • если ходит только прямо,
  • не петляет - прыг да скок,
  • не шагнёт наискосок.
  • Так от края и до края
  • может двигаться она.
  • Эта башня боевая
  • неуклюжа, но сильна.
  • Шаг тяжёлый у ладьи,
  • в бой её скорей веди!

КОНЬ

Не мила коню неволя,

перед ним простор широк,

очень ловко на два поля

совершает конь прыжок,

замечательный прыжок:

поле - прямо, поле - вбок!

Ну, а если угрожает

окружения заслон,

через тех, кто окружает,

перепрыгивает он,

совершает конь прыжок:

поле - прямо, поле - вбок.

Замечательный прыжок:

поле - прямо, поле - вбок!


  • Если слон на белом поле
  • встал вначале (не забудь!),
  • он другой не хочет доли -
  • знает только белый путь.
  • А когда на поле чёрном
  • слон стоит, вступая в бой,
  • ходит, правилам покорный,
  • чёрной тропкой слон такой.
  • До конца игры слоны
  • цвету одному верны.

ФЕРЗЬ

Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,

и шаг у ферзя широк.

Ферзь может ходить, как ладья и как слон - и прямо и наискосок.

Направо, налево, вперед и назад…

А бьёт он и вдаль и в упор.

И кажется, будто ферзю тесноват

доски чёрно-белой простор.

Ферзь очень опасен вблизи и вдали -

ты больше вниманья ферзю удели.


  • Король любит гладкий, расчищенный путь:
  • в любую он сторону может шагнуть,
  • однако легко ты заметишь, дружок,
  • что в силах он сделать не шаг, а шажок.
  • Всего одно поле - вот шага длина,
  • не очень проворен король-старина.
  • Зато начеку королевская рать -
  • должна короля она оберегать.
  • Ведь если б король беззащитный погиб,
  • фигуры войну продолжать не могли б.
  • Запомни: король всех главней, всех важней,
  • нет в шахматном войске важнее вождей!

Здравствуйте, мои друзья, угадайте: кто же я!

  • Есть тихий спорта вид - Спортсмен всегда сидит, Соперник перед ним Безмолвный, словно мим. Слова им не нужны, Раздумья здесь важны. Умы воюют тут. Часы идут, идут. Нет хуже для ребят Двух слов, чем «шах» и «мат». Шахматы
  • На шахматной доске - Сильнейший он. «Плывёт», ну, как ладья, И «топает», как слон.
  • Ферзь
  • Их на поле всего два,
  • Из-за них идет война.
  • Одного поймать в ловушку -
  • Прекращается игра.
  • Король
  • Кто не любит прыг да скок? Кто ходить привык без спешки И берёт наискосок? Ну конечно, это –
  • пешки
  • Он, не цокает, конечно, Но легко перешагнём Через ряд фигур и пешек Этим шахматным…
  • конём.

  • https://www.google.ru/imghp?newwindow=1&hl=ru&biw=1920&bih=955&tbm=isch&btnG =
  • http://www.supertosty.ru/stihi/stih_819.html
  • http://fenix64.com/stix-pro-peshku/
  • http://www.dityachi-zagadky.org.ua/
  • Е. Ильин,Стихи «Приключения пешки»
  • Инна Весела, Иржи Веселы, « Стихи о шахматных фигурах»