Настольная игра к программе «Маленькие космонавты» «Созвездия. Дидактическая игра " Звёзды на небе" Интерактивная игра учим созвездия для детей

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ

«КОСМОС»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила воспитатель: Галиулллина Л.К.

2017г.

«Я верю, друзья караваны ракет

Помчат нас вперед от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далеких планет

Останутся наши следы»

В.Войнович

Актуальность.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, планетах, так как эта тема будоражит их детскую фантазию. Эта тема вызывает у детей интерес и дает возможность многосторонне развивать личность ребенка. Дидактические игры на тему «Космос» помогают детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о созвездиях. В процессе игр о космосе у детей формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные процессы. Они расширяют кругозор, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, развивают интеллект.

Цель:

Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы, о созвездиях, способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

ИГРА «РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»

Задачи:

Расширять знания детей о космосе, о строении Солнечной системы;

Развивать навыки ориентировки и пространственные представления;

Называть по памяти планеты Солнечной системы;

Упражнять в счете планет;

Развивать у детей коммуникативные навыки.

Материал:

девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит, девять мячей разного размера и цвета.

Варианты игр:

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с мячами – планетами встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи:

Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;

Развивать познавательный интерес.

Материал:

Карты лото с изображением различных созвездий;

Картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Большая Медведица, Орел, Лебедь, Лев, Кит, Рыбы, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Ход игры.

Детям раздаются карты лото с изображением различных созвездий. У воспитателя картинки с изображением сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия: Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Пегас.

Воспитатель:

На ночном небе можно увидеть созвездие, похожее на большой ковш. В древности людям показалось, что конец ручки ковша похож на нос какого – то зверя, несколько звезд под ковшом – на его лапы и туловище, а сам ковш – седло. И они решили, что если соединить все эти звезды, то они будут похожи на медведицу. Называется оно – Большая Медведица.У кого есть такое созвездие? (и т.д. с другими созвездиями)

ИГРА «ИЗОБРАЗИ СОЗВЕЗДИЕ»

Задачи:

Учить детей изображать созвездие на плоскости;

Материал:

Листы черной или синей бумаги, звездочки из желтого картона.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети изображают созвездие по образцу.

Вариант № 2

Дети изображают то или иное созвездие по памяти.

ИГРА «КОСМОС»

Задачи:

Учить детей плоскостному конструированию по образцу;

Развивать мышление, творческое воображение, память;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) игеометрические фигуры разного цвета.

Варианты игры:

Вариант №1

Дети накладывают детали на образец.

Вариант № 2

Дети конструируют, глядя на образец.

Вариант № 3

Дети конструируют по памяти.

ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Задачи:

Учить детей конструировать по образцу и по памяти;

Развивать мышление, воображение, память;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети конструируют предмет по образцу.

Вариант № 2

Дети конструируют предмет по памяти.

ИГРА «УСТРАНИ ПРОБОИНУ»

Задачи:

Закреплять знания детей о геометрических фигурах;

Развивать мышление, воображение;

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами», геометрические фигуры: круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.

Ход игры:

Воспитатель: -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.

Какого цвета наша ракета?

(Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те пробоины, которые подходят для ремонта.)

А сейчас назовите те фигуры, которые вам понадобились для ремонта (дети называют).

ИГРА «ДЕНЬ, НОЧЬ - СУТКИ ПРОЧЬ!»

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о смене дня и ночи;

Дать детям понятие о том, что Солнце восходит рано утром на Востоке, днем поднимается на небосклоне, вечером опускается на Западе и уходит за горизонт. Ночью видны звезды и Луна. Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, полная Луна, убывающая Луна; вместе день и ночь называют сутками;

Воспитывать интерес к окружающему миру;

Формировать познавательно-исследовательский интерес и расширять кругозор;

Побуждать детей к активному речевому общению.

Актуальность игры:

Игровое пособие позволит ребенку раскрыть свой потенциал, использовать анализаторы организма:

1.Слуховой: слушает и запоминает задание педагога;

2. Зрительный: находит зрительно «Восход Солнца», «Небосклон», «Закат Солнца»;

3. Тактильный: ребенок самостоятельно удерживает макет «Солнца», «Луны», передвигает его по дуге.

Материал:

10 комплектов состоящих из 2-х карточек, обозначающих «день» и «ночь», макеты «солнца», «луны», «месяца».

Варианты игр:

Вариант№1

У каждого ребенка в одной руке макет неба, в другой макет солнца. Ребенок вставляет макет солнца в прорезь и передвигает его по дуге, находя восход, продвигает к небосклону, а затем к линиигоризонта, внимательно слушая инструкции педагога.

Вариант № 2

Ночным светилом является Луна, когда наступает ночь, на небе появляется Луна. Дети меняют макет дневного неба на звездное и вставляют макет луны. День и ночь – сутки прочь!Ночью видны звезды и Луна; Луна находится в разных фазах: молодой месяц, возрастающая Луна, убывающая Луна. Слушая инструкции педагога, дети вставляют макет молодого месяца, полной Луны, убывающей Луны.

Дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Задачи:

Развивать логическое мышление (анализ и синтез);

Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

Развивать память.

Материал:

наборы карточек из четырех картинок.

Правила игры:

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из 4-х картинок.Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов.Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему и объяснить свой выбор.

Предлагаемые наборы слов: Ракета, спутник, луноход, лодка. Солнце, Юпитер, Сатурн, Земля. Комета, звезда, метеорит, глобус и т.д.

Игра « Ракетодром»

Дети произносят речёвку перед началом игры.

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин, как Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов. Старт.

(поднимает красный флажок)

Дети стоят вокруг ракеты, по знаку красного флажка дети начинают двигаться по кругу под космическую музыку, через некоторое время второй ребенок поднимает желтый флажок- дети двигаются по кругу в другую сторону, далее третий ребенок поднимает оранжевый флажок- дети начинают двигаться по залу свободно,четвертый – поднимает зеленый флажок- дети садятся на корточки или останавливаются на месте,игра проводится в течение некоторого времени,дети сами контролируют процесс поднятия флажков, главная задача – следит за поднятым цвето

Дидактическая игра

«Найди свою планету».

Цель: - Учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета), находить и располагать игрушки по инструкциям педагога.

Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги

Дидактическое упражнение

«Найди свою планету (звезду)».

Цель: - учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

Формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход упражнения:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

Найдите большую голубую звезду.

Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д.

Игра " Вокруг солнца"

В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием

Игра “Космонавты”

Ждут нас быстрые ракеты, дети врассыпную бегают по залу, на полу лежат
Для прогулок по планетам. обручи “ракеты” на один меньше, чем детей.
На какую захотим, по окончанию слов, дети забегают в обруч
На такую полетим. кому из детей обруча не хватила, выбывает
Но в игре один секрет - из игры
Опоздавшим места нет.

Дидактическое упражнение

«Маршрут ракеты».

Цель: - развивать у детей зрительное восприятие,

Активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение.

Формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

Ход упражнение:

Дети следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:

Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т.п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

Игра « Кто быстрее до Луны»

В игре принимают участие 2 ребенка, становятся напротив друг друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится с 3-4 игроками.

Результат.

Вначале знания детей о космосе были поверхностными, полученные в основном из мультфильмов. Дети называли 1 – 2 планеты, 1 – 2 созвездия, не представляли, чем люди занимаются в космосе.

Дидактические игры о космосе помогли детям систематизировать знания о космическом пространстве,Солнечной системе, созвездиях, обогатить активный словарь за счет введения новых слов. Дети стали более компетентны, у них значительно расширился кругозор по этой теме.

Используемая литература.

  1. Паникова Е. А., Инкина В. В.«Беседа о космосе»
  2. ДонинаО.И., ХамидулинаЛ.А.«Путешествие по Вселенной…»
  3. Гризик Т.И.«Познаю мир»
  4. Бондаренко Т.М.«Экологические занятия»
  5. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром»
  6. Венгер А.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

«Человечество не останется вечно на земле, но,

в погоне за светом и пространством,

сначала робко проткнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

К.Циолковский

С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Загадки Вселенной будоражили воображение всегда, с раннего детства до старости.

Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую, интересную информацию про космос?

В основе данного пособия легло желание, любознательность моих детей к космосу. И я должна была удовлетворить потребность детей, которое ведет ребенка к интеллектуальном и эмоциональному развитию.

Задачи:

- Формировать у дошкольников познавательного интереса к космической сфере, базовых представлений о космосе, приобщение детей к наследию космической отрасли.

- Дать детям элементарные представления: о Земле, материках и океанах.

Познакомить с моделью земли – глобусом, с Луной – спутницей Земли.

Рассказать о том, что Вселенная – это множество звезд, а солнце – это самая близкая к Земле звезда.

Уточнить представления о звездах, созвездиях и их разнообразии.

Развивать представления детей о том, что они живут на планете Земля, что в космосе есть и другие планеты.

Закрепить понятия о том, кто такие космонавты, на чем они летают в космос.

Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни на Земле. Познакомить с первым летчиком – космонавтом Ю.А.Гагариным, а так же о первых живых существах в космическом пространстве – собаках Белке и Стрелке.

Сформировать у детей понятия: «космос», «солнечная система», «космическое тело», «метеорит», «комета», «галактика», «млечный путь», «созвездие».

Развивать навыки речевого общения, связанной речи, умения: высказывать свое мнение о возникшей проблеме, вступать в дискуссию с взрослым и сверстниками, формировать и выражать свои мысли.

Обеспечить формирование умения применять полученные знания в предметно – практической и игровой деятельности.

Воспитывать умение работать в одной команде, сопереживать и радоваться успеху, решать проблему сообща.

Предварительная работа: Практическая деятельность (изготовление совместно с детьми, родителями, воспитателями – планет Солнечной системы). Беседы о солнце, Луне, звездах. Рассматривание картинок и плакатов с изображением звездного неба, планет Солнечной системы, созвездий. Заучивание с детьми стихов, загадок по теме «Космос». Рассматривание фотографий первых космонавтов, иллюстраций о космосе, рассматривание глобуса.

Ожидаемые результаты: Усвоение знаний о космосе и о космическом пространстве, эмоциональное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Умение детей научится различать и называть планеты; звезды, созвездия и их разнообразие, а так же знать первого летчика – космонавта Ю.А. Гагарина.

Методическое пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и с подгруппой детей. В своей работе я использую данный материал для закрепления определенных знаний, исходя из индивидуальных способностей детей. Так же использую данное пособие как демонстрационный материал в познавательной деятельности, так и для самостоятельной игровой деятельности детей. Можно использовать для закрепления пройденного материала по формированию целостной культуры мира. Пособие можно использовать для сюжетно – ролевых игр: «Путешествие в космическое пространство», «Путь к звездам», «Космодром».

Данное пособие состоит из 9 планет, включая Солнце и Луну сделанные из модульного оригами; звезд разного размера сделанные из соленого теста, все предметы располагаются на специально подготовленном игровом поле - небо. Игровое поле изготовлено из фанеры обтянутое тканью, фишки изготовлены из пробок.

В своей работе я использовала данное пособие, как сюжетно - дидактическую игру: «Путешествие на Луну», «Созвездия»; развивающие игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Посчитаем звезды»; упражнения «Космические загадки»; викторина «Что мы знаем о космосе»- где нас ждут приключения и трудности, с которыми мы успешно справляемся.

Сюжетно - дидактическая игра: «Путешествие на Луну»

Цель: Закрепить знания о планетах Солнечной системы, развивать интерес к изучению Вселенной.

Оборудование: Игральный кубик, фишки по количеству детей, игровое поле.

Форма организации детей: подгрупповая.

Правила игры: Правила этой сюжетно – дидактической игры довольно просты. Играть может двое или большее количество человек. Каждый из участников устанавливает свою фишку в левую крайнюю точку нижнего ряда. Очередность ходов игроков определяется с помощью считалки или броска кубика. После этого участники по очереди бросают кубик. Сколько точек выпадает на игральном кубике, на столько делений игрок передвигает свою фишку вперед по ходу движения. Путь игрока проходит по белым кружочкам с цифрами. На поле могут быть условные знаки:

Красные стрелки могут направить вас вперед вверх или вниз;

- Зеленый кружочек обозначает, что участник игры должен рассказать о планете;

- Желтый кружочек обозначает, что участник должен сделать дополнительный ход;

- Черный кружочек, самый коварный знак, он возвращает игрока в самое начало игры.

Выигрывает тот, кто первым доберется до Луны.

Сюжетно- дидактическая игра: «Созвездия»

Цель: Сформировать знания о звездах и созвездиях. Развивать умения «читать» схемы созвездий и правильно изображать на звездном небе.

Оборудование: Звездочки, игровое поле.

Форма организации детей: индивидуальная, подгрупповая.

Правила игры: Сколько вокруг различных космических объектов! Интересно, а как выглядят в космосе знакомые нам созвездия, которые мы наблюдаем с Земли. Задание: игроку нужно изобразить на игровом поле схему созвездия, название которого изображено на соответствующей карточке. Если игрок правильно выполняет схему, ему начисляется один балл.


Развивающая игра: «Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Оборудование: планеты, игровое поле.

Правила игры: Выбирается группа из 2-5 человек. Дети становятся полукругом, педагог предлагает запомнить расположение планет, на это отводится 1 – 2 минуты. Затем дети закрывают глазки, педагог меняет расположение планеты. Дети стараются назвать, те изменения, которые заметили.

Игра: «Посчитаем звезды»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных и прилагательных с существительными; закрепление порядкового счета.

Правила игры: Дети при выкладывании звезд на игровое поле и построении фраз должны правильно согласовать числительные и прилагательные с существительными: -1 большая звезда;

2 большие звезды;

3 большие звезды;

4 большие звезды;

5 больших звезд.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление антонимов, синонимов.

Правила игры : Дети садятся в круг. Педагог прокатывает мяч одному из детей и спрашивает, каким должен быть космонавт:

«Слабый»- ребенок прокатывает мяч обратно и отвечает: «Сильный»

Медлительный – быстрый

Грустный – веселый

Старый – молодой

Трусливый – смелый

Умный…….-

Здоровый….-

В конце игры один ребенок перечисляет положительные качества, которые должны быть у космонавтов. Так же можно использовать образования и употребление антонимов, синонимов о планетах и созвездиях.

Использованы материалы :

  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= космонавты%20в%20картинках& =1&stype=image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= женщина+космонавт& stype =image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?text= белка+и+стрелка& stype =image
  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=
  • Скоролупова О.А. Покорение космоса.-2-е издание, Москва,2007г.
  • Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ»М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2006г.
  • Энциклопедия «Моя первая книга о космосе: научно-популярное издание для детей»,М.: «РОСМЕН-ПРЕС»,2007г.
  • Ридерз Дайджест «Атлас Вселенной для детей»,2001.
  • В.Скурат «Космос. О звездах, планетах, космических путешествиях». Издательский дом 2Юнион», 2008г.
  • Николас Харрис «Космос»,М.: «РОСМЕН-ПРЕСС»,2008г.

Уважаемые педагоги и родители — участники выставки!

2 июня 2015 г. в информационно-выставочном комплексе Тюменской областной Думы состоялась торжественная церемония награждения победителей региональной методической выставки «Современная образовательная среда детского сада и семьи».

С 8 по 10 июня 2015 г. педагоги из Тюмени получили сертификаты участников выставки и мультимедийные альбомы с полной версией выставки в Центре развития творчества детей и юношества "Грант" по адресу: ул.Профсоюзная, 52. тел. для справок: 685-321,

9 июня 2015г. отправлены дипломы, сертификаты и подарки победителям и участникам Выставки юга Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры заказной бандеролью на адрес ДОУ.

Картотека дидактических игр

по теме «Космос»

  1. «Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.

  1. «Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры . Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

  1. «Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры . На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соеденить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

  1. «Мое созвездие»

Цель:

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры . Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

  1. «Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

Ход игры.

1 вариант . Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

2 вариант . На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

3 вариант .На одной стороне стола раскладывабтся силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соеденить тень с нужной картинкой.

  1. «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

  1. «Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры . Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

  1. «Космос»

Цель : учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры.

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты.

  1. «Собери созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры . Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

  1. «Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

Человек, который считает звезды – звездочет,

Космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

Скопление звезд на небе- созвездие,

Момент, когда звезды «падают» - звездопад,

Небо, на котором много звезд – звездное,

Небо, на котором нет звезд – беззвездное,

Бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.


Ирина Глущенко

Цель : сформировать у детей представление о созвездиях , знаках зодиака. Способствовать развитию абстрактного мышления.

Игра состоит из карты звездного неба, заламинированных карт-схем 12 созвездий + Большая и Малая Медведица. Задания выполняются фломастерами или маркерами. Фломастер и маркер оставляет яркий след, который легко стирается сухой бумажной салфеткой. Эта особенность карт-схем созвездий «Игровизора» (по В. В. Воскобовичу) позволяет многократно использовать листы игровых заданий.

Занимаясь несколько лет кружковой работой, мне захотелось сделать для детей по теме «Созвездия » такую игру, чтобы играя , дети узнавали на схемах созвездия , находили свое, прорисовывали его.

Эта работа дает хороший результат в изучении данной темы. Дети с удовольствием находят на карте звездного неба все созвездия , затем такое же созвездие отыскивают на картах-схемах. По данной теме проходит несколько занятий. Это одна из любимых тем старших дошкольников.

Изучение темы «Созвездия проходит по такому плану :

1. Знакомство с картой звездного неба. Вводятся понятия «созвездие » , «звезда» . Чтение сказки «Как отважный Персей спас красавицу Андромеду» .

2. Знакомство с Большой и Малой Медведицами. Нахождение на карте Полярной звезды. Дидактическая игра «Собери созвездие » . Прорисовывание на «игровизоре» созвездия Малой и Большой Медведицы. Так же дети учатся выкладывать из серебристых звездочек созвездия на листах темного картона.

3. Млечный путь. Чтение сказок народов Сибири «Небесный олень» . Нахождение млечного пути на карте звездного неба.

4. «Под знаком Зодиака» , «Мой знак Зодиака» - учить распознавать основные созвездия Зодиака по количеству и форме расположения ярких звезд.

5. Моделирование созвездий (по схемам) .

6. «Нарисуй созвездие по контуру » (карточки «игровизоры» с изображением созвездия ). Дети маркерами по схеме прорисовывают созвездия .



Настольная игра «Созвездия » это очень интересный и полезный материал, как для дошкольников, так и взрослых. Дети учатся распознавать основные созвездия Зодиака , по количеству и форме расположения ярких звезд, моделируют созвездия , фантазируют и придумываю новые, развивают мелкую моторику, что очень важно в старшем дошкольном возрасте.


С помощью этой игры ребенок решает самые разные задачи : совершенствует графические навыки, ориентируется на пространстве листа, изображает фигуры созвездий , создает зеркальное изображение и так далее - на что только хватит фантазии.


Карточка №1

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.

Карточка №2

«Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры . Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

Карточка №3

«Найди тень»

Цель:

Материал:

Ход игры.

1 вариант . Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.

Карточка №4

«Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

Ход игры.

2 вариант . На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.

Карточка №5

«Найди тень»

Цель: учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.

Материал: 20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.

Ход игры.

3 вариант .На одной стороне стола раскладывабтся силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соеденить тень с нужной картинкой.

Карточка №6

«Мое созвездие»

Цель:

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры . Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

Карточки №7

«Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры . Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

Карточка №8

«Собери созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры . Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

Карточка №9

«Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

Человек, который считает звезды – звездочет,

Космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

Скопление звезд на небе- созвездие,

Момент, когда звезды «падают» - звездопад,

Небо, на котором много звезд – звездное,

Небо, на котором нет звезд – беззвездное,

Бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

Карточка №10

«Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

(с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.