Игра по станциям по правам ребенка. Сценарий игры по станциям "путешествие в страну правовых знаний"

для 6–7-х классов

Цель: формирование правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами человека, обобщение начальных правовых знаний у несовершеннолетних.

Задачи:

  1. Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны;
  2. С помощью литературных героев познакомить с правами и обязанностями;
  3. Способствовать формированию собственного достоинства, осознанию своих прав, свобод и обязанностей;
  4. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
  5. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других;
  6. Воспитывать уважение к другим людям, чувство коллективизма и ответственности.

Форма проведения: данное мероприятие проводится в виде игры по станциям в нескольких помещениях. Игра состоит из 9 станций-этапов. На каждом этапе команда набирает баллы, которые записываются в «Маршрутный лист» (Приложение 1 ). Побеждает тот класс, который наберет в сумме большее количество баллов (максимальное количество – 120 баллов).

Оборудование: магнитофон, бланки и карточки с заданиями, маршрутные листы.

Ход мероприятия

1 станция «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

(пословицы делятся на части, командам необходимо соединить части пословиц)

  • Не воровством добывают деньги, а трудом.
  • Легко воровать, да тяжело отвечать.
  • Хоть с умом воровать, а беды не миновать.
  • Незнанием закона никто не отговаривайся!
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Каков грех, такова и расплата.
  • Один раз украл, а навек вором стал.
  • Знает кошка, чье мясо съела.
  • Дуракам закон не писан.
  • Меч правосудия не имеет ножен.
  • За худые слова летит и голова
  • Права влекут за собой и обязанности

2 станция «ПЕСЕННАЯ»

(командам дается прослушать несколько песен, необходимо определить о каком праве поется в песне. Приложение 2 ).

  1. «Песня бременских музыкантов» – Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.
  2. «Чему учат в школе» – Право на образование.
  3. «Песенка мамонтенка» – Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки желанию. Право жить и воспитываться родителями.
  4. «Чунга-Чанга» – Право на отдых. Право пользоваться благами.
  5. «В каждом маленьком ребенке» – Право на всестороннее развитие.

3 станция «ПРАВОВАЯ»

(назвать какое право нарушено в каждой сказке)

  1. Какое право нарушила ведьма в отношении Аленушки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Право на жизнь)
  2. Какое право зайца защитил петух в сказке «Заюшкина избушка» (Право на жилье)
  3. Каким своим правом воспользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница» (Право на свободу передвижений)
  4. При помощи Папы Карло, каким правом воспользовался Буратино в сказке «Золотой ключик» (Право на образование)
  5. Какое право Золушки нарушала мачеха, заставляя ее работать день и ночь, и не разрешая играть и развлекаться (Право на отдых и досуг)
  6. Каким правом может воспользоваться Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями? (Право быть ребенком до 18 лет и иметь права как все дети)
  7. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какое право мальчика он нарушает? (Право на личную жизнь, тайну корреспонденции)
  8. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Право на защиту от незаконного перемещения)
  9. Какое право нарушил медведь в сказке, собравшись жить на крыше (Право на неприкосновенность жилища)
  10. Какое право нарушил Синьор Помидор, упрятав Чипполино за решетку? (Право на свободу и презумпцию невиновности)

4 станция «ВЕРНО-НЕВЕРНО»

(из предложенных высказываний выбрать правильные и неправильные. Приложение 3 )

5 станция «СЛОВЕСНАЯ»

(из предложенного слова составить как можно больше других слов)

  • ПРАВОНАРУШЕНИЕ
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6 станция «АНАГРАММЫ»

(из предложенных анаграмм составить слова)

  1. НОКЕВНИЦЯ (конвенция)
  2. ГОУСАРДТСОВ (государство)
  3. ИЖЗНЬ (жизнь)
  4. РБОАЗОАВИНЕ (образование)
  5. КЗАОН (закон)
  6. ЕТУПЕЛРИНЕПС (преступление)
  7. АВНАШЕПОРИНЕРУ (правонарушение)
  8. СТУЦИКОНЯИТ (конституция)
  9. СКОКДЕ (кодекс)
  10. СТЕВТНСТЕОНВОТЬ (ответственность)

7 станция «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

(распределить права и обязанности школьников)

  1. Бесплатное образование
  2. Активность в приобретении знаний
  3. Уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. Удобное рабочее место
  5. Посещать школу в предназначенное для этого время
  6. Защита личной собственности
  7. Посещение школьных мероприятий
  8. Не пропускать учебные занятия без уважительной причины
  9. Вести себя корректно на переменах и на уроках
  10. Деловое сотрудничество с учителем
  11. Соблюдать ПДД, ППБ, а также технику безопасности
  12. Беречь школьное имущество

(Права: 1; 2; 4; 6; 7; 10 Обязанности: 3; 5; 8; 9; 11; 12)

8 станция «ДЕТЕКТИВ»

(по описанию назвать главного героя сказки. Приложение 4 )

1 – козленочек; 2 – колобок; 3 – Кощей Бессмертный; 4 – лиса; 5 – Буратино; 6 – Спящая красавица; 7 – Золушка; 8 – Мальчик-с-пальчик; 9 – заяц; 10 – Красная шапочка

9 станция «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»

(по описанию правонарушения назвать сказку. Приложение 5 )

1 – «Красная шапочка»; 2 – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; 3 – «Волк и семеро козлят»; 4 – «Колобок»; 5 – «Дюймовочка»; 6 – «Кощей Бессмертный»; 7 – «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная»; 8 – «Гуси-лебеди»; 9 – «Заячья избушка»; 10 – «Сказка о рыбаке и рыбке»; 11 – «Сказка о рыбаке и рыбке»; 12 – «Курочка Ряба».

Сценарий досугового мероприятия «Под защитой закона»

Цель : формирование правовых знаний воспитанников.
Задачи:
- способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы, применяя игровые технологии.
- учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
- воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Вид занятия : игровое
Категория детей : 6-12 лет
Оборудование: реквизит; костюмы для инсценировки; компьютер; м/м аппаратура; экран; презентация; аудиозаписи; конверты с заданиями; карточки с названием команд, маршрутные листы
Предварительная работа:
1) Дети представляют рисунки на тему «Мои права».
2) Воспитанники делятся на 2 команды, подготавливают название и девиз своей команде
3) Готовятся 2 инсценировки: выход двух разбойников; отрывок из «Сказки о мертвой Царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина).

Ход мероприятия:

В начале игры команды строятся в линейку. Воспитатель раздает маршрутные листы и объясняет условия игры от одной сказочной станции к другой. Подчеркивается, что время нахождения на каждой станции не должно превышать 15 минут, и все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать игру давайте вспомним что такое «Конвенция о правах ребенка». Конвенция - это международный документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет. Принята 20 ноября 1989 года. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права. А какие права есть у ребенка мы с вами сегодня и узнаем. Итак, начинаем наше расследование по волшебным станциям.

Станция 1 «Право на жизнь»
Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека-право на жизнь». Маленький человек-ребенок-тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство-Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый-пусть живет. А если родился слабым, больным-бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
(ответы детей)
Воспитатель: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым-помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В. Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В. Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения. А сейчас, ребята, посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка по сказке А.С. Пушкина
У окна на лавочке с зеркальцем в руках сидит Царевна и любуется своим отражением. Перед нею сундук с украшениями.
Царица: Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьет по зеркалу рукой.)
Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
(сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка)
Зеркальце: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.
(музыка стихает, Царица бросает зеркальце по лавку, топает ногами, кличет служанку)
Царица: Эй, Чернавка!
(входит девушка, смиренно склонив голову)
Царица: Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь, на съедение волкам!
(девушка, поклонившись, уходит, Царица радостно потирает руки)
Воспитатель: Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась..
Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя…
Воспитатель: Та, в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…
Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Воспитатель: Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?
(ответы детей)
Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно! Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право. Ребята, а как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»?
(воспитатель оценивает ответы и рисунки детей, заполняет маршрутный лист)

Станция 2 «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического и нравственного, психологического насилия, грубого отношения или насилия»
Вбегают два разбойника. Одеты в лохмотья, вооружены до зубов. Поют разбойничью песню из м/ф «Бременские музыканты».
1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.
2-й разбойник: Верно, Джон, это здесь.
1-й разбойник: Ух, сколько мы денег заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!
2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая Мачеха?
1-й разбойник: Джон, все они заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.
Воспитатель: Ребята! Вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые-могут и силой вас похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь. Что вам нужно делать, как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Итак, на угощение, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло: «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.
(разбойники подходят к детям, предлагают угощения и ласково зовут с собой)
Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!
Дети: Мы вас не знаем! Мы не пойдем с вами!
Разбойники: Мы хорошие! Мы очень детей любим! Будем вам сказки рассказывать!
Дети: Нет, все равно не пойдем!
Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас пистолеты какие!
Дети: Помогите! Мы не знаем этих людей!
Разбойники: Тише! Тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем.
(собираются уходить)

Воспитатель: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!
Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!
Воспитатель: Как же ничего не сделали! Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в полицию, пусть суд решит, какое наказание к ним применить.
Итак, ребята, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?
(ответы детей)
Воспитатель: Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать всё взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.
(воспитатель заполняет маршрутный лист)

Станция 3 «Право на защиту от разлучения с родителями»
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказки, где их герои были разлучены насильно с родными
(включается презентация и дети по фрагментам называют название сказки)
Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева»
Воспитатель: Ребята, а кто помог героям наших сказок вернуться домой? (ответы детей)
Кто поможет вам, если случится беда? (ответы детей)
Воспитатель: Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка. С детьми часто обращаются несправедливо, порой жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен документ – «Конвенция о правах ребенка», где записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем ребенком?
(ответы детей)

Станция 4 «Угадай-ка»
Воспитатель: А на этой станции, ребята, вы должны закончить мои фразы. Итак, начинаем.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в школе находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот – Мурлыка,
Пес – Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
Воспитатель: Очень хорошо, ребята, вы запомнили основные права ребенка.

Станция 5 «Литературно-правовая!
Воспитатель: Ребята, вот мы и прибыли на нашу последнюю станцию. И у вас появилась возможность получить новые жетоны за правильный ответ. Итак, мы начинаем.
1. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн? (Конвенцией признается право ребенка на свободу выбора и собственное мнение).
2. Имеет ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими животными, равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).
3. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка»).
4. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
5. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова? (Барон Мюнхгаузен, Капитан Врунгель).
Однако у детей есть не только права, но и обязанности, которые надо выполнять. Познакомьтесь с основными:
1. Веди себя тихо в общественных местах!
2. Не мусори в общественных местах!
3. Делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
4. Не притворяйся больным, когда ты здоров!
5. Не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
6. Сначала подумай, потом сделай!
7. Не обижай никого вокруг!
8. Решай споры словами, а не кулаками!
9. Не дразнись и не обзывайся!
10. Не груби окружающим!
11. Не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
12. Не балуйся с телефоном!

Заключение, рефлексия.
Воспитатель: Наше мероприятие, ребята, подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важную тему – права человека. Зачем нам эти права? Как вы думаете? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность! Пройдите к своим столам и дайте оценку сегодняшней игры, выбрав соответствующий смайл. И в заключении примите на память памятки о сегодняшней игре. Сдаем жюри все ваши заработанные жетоны, для определения победителя нашего мероприятия. Ребята, помните, что у вас есть не только права, но и обязанности! До скорой встречи!
Завершение игры
Пройдя все станции, воспитанники сдают свои путевые листы и жетоны жюри. После подсчета баллов, воспитатель объявляет победителя. В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками и грамотами.
Приложение 1
Маршрутный лист
Название станции Кол-во баллов Кол-во жетонов
1.Право на жизнь
2.Право на защиту от всех форм насилия
3.Право на защиту от разлучения с родителями
4. «Угадай-ка»
5.Литературно-правовая

Приложение 2
Памятка
У меня есть права:
право на имя, отчество и фамилию;
право знать своих родителей, совместно с ними проживать;
право на заботу и воспитание;
право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;
право на защиту и воспитание;
право на общение с обеими родителями;
право выражать свое мнение;
право на уважение человеческого достоинства;
право на защиту своих прав и законных интересов;
право на личное имущество, на получение содержания от своих родителей.
и обязанности:
веди себя тихо в общественных местах!
не мусори в общественных местах!
делай вовремя прививки, чтобы не болеть!
не притворяйся больным, когда ты здоров!
не делай ложных вызовов врачей «скорой помощи»!
сначала подумай, потом сделай!
не обижай никого вокруг!
решай споры словами, а не кулаками!
не дразнись и не обзывайся!
не груби окружающим!
не играй дома в шумные игры, когда кто-то из близких отдыхает!
не балуйся с телефоном!

Приложение 3
Лист рефлексии
не понравилось узнал много нового было скучно понравилось
Самоанализ
В своем досуговом мероприятии я ставила задачи: способствовать формированию у воспитанников первоначальных представлений о Конвенции ООН, о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы; научить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права; развить умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, научить детей работать коллективно; воспитать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права и обязанности. По моему мнению, права ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его обязанностей. Поэтому, если мы знакомим детей с их правами, то необходимо требовать от них и исполнения обязанностей. Если мы знакомимся с правом на имя, то во время этого же разговора мы говорим о том, что каждый из нас должен уважать имя находящихся с нами людей – не придумывать клички, не обзываться, а обращаться ко всем по имени. При рассмотрении права на отдых, обращаю внимание детей на то, что они не должны мешать окружающим шумом и криком.
Перед детьми я ставлю проблемные вопросы:
Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? Что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? Кого мы называем ребенком?
При работе над сценарием рассматривается правовая тема, которая включает в себя различные виды деятельности.
Данное мероприятие имеет актуальную тематику т.к., актуальность правовой темы заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мероприятия. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема меня не оставила равнодушной.
Мероприятие содержит разнообразную деятельность воспитанников, инсценирование той или иной ситуации, которые применительны к закреплению правовых знаний детей.

Ожидаемый результат : снижение преступности среди подростков; рост правовой культуры, правосознания воспитанников, обеспечивающих надежное будущее государству и обществу; знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний, научить детей адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Игра по станциям
«Путешествие в страну правовых знаний»
Цель:
предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.
Задачи:
1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;
2. формирование понятия о том, что у любого человека нет прав без обязанностей;
3. формирование умений общаться и работать в команде.
Форма проведения: игра – путешествие по станциям.
Участники: участвует 6 команд учащиеся 4-9 классов, 6 педагогов - экспертов.
Оборудование:маршрутные листы.
Станции:
1 станция – Актовый зал
2 станция – Библиотека
3 станция – Спорт зал4 станция – 201 кабинет
5 станция – 301 кабинет
6 станция – 209 кабинет
Название станций:СС1. Станция «Правовая страна»
2. Станция «Загадочная»
3. Станция «Тропа безопасности»
4. Станция «Да!Нет!»
5. Станция «Занимательная»
6. Станция «Сказочная»
Построение, старт и финиш игры происходят в актовом зале.
Ход игры
Объявление темы мероприятие и условия участия в игре.
Вступительное слово ведущего игры:
«Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами проведем игру по станциям «Путешествие в страну правовых знаний». Тема о правах взята не случайно, в нашей школе месяц октябрь посвящён правовому воспитанию. 20 ноября, считается международным Днем прав ребенка, а впереди нас ожидает всемирный день прав человека – 10 декабря. О своих правах вы говорить любите. Так давайте поиграем в эту игру и посмотрим, кто больше всех знает о своих правах и при этом не нарушает обязанности, которые каждый должен выполнять в обязательном порядке.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
Слайд -Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
Слайд-Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
Правила игры: за каждой станцией закреплен педагог - эксперт, функции которого следить за правильностью выполнения заданий, подводить итоги работы команды и выставлять баллы в маршрутный лист. Каждой команде выдается маршрутный лист с названиями станций. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ведущий вызывает представителя каждого класса по очереди и раздаёт маршрутные листы.
1.Станция « Правовая страна »
1) Страна, где человек родился и вырос. Ответ: Родина, Отечество.
2) Наша Родина - Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.
3) Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.
4) Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.
5) Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.
6) На каком материке расположена Россия? Ответ: Евразия.
7) Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.
8) Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.
9) Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.
10) Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.
2. Станция «Знаете ли вы права?»
Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
1.Наша страна - Россия? Да!
2. Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? (Да)Что это такое, право на личную неприкосновенность?
3. Можно ли человека обращать в рабство? Нет! Почему?
4. Можно ли относиться к человеку жестоко? (НЕТ)Что можно отнести к жестокому обращению?
5. Защищён ли человек законом? Да!
6. Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? Да!
7. Можно ли без разрешения войти в жилище человека? Чем это грозит? Нет!
8. Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? Да!
9. Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? Да!
10. Можно ли запретить свободный выбор труда? Нет!
3. Станция «Права литературных героев»
1.В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к приобретению материальных ценностей»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин).
2. В какой сказке нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
3. В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
4. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
5. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
6. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
7. Имел право на жизнь, но его съела лиса (Колобок)
8. Кто часто в сказках покушается на жизнь детей? (Баба-яга)
9. Какой литературный персонаж живёт на крыше, шумит, шалит, нарушает общественный порядок (Карлсон)
10. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование
4. Станция «Загадочные права»
Мама работала,
Папа трудился,
А я в школе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых) О каком праве говориться в загадке?
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя) О каком праве говориться в загадке?
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование) О каком праве говориться в загадке?
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач) О каком праве говориться в загадке?
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё) О каком праве говориться в загадке?
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг -
С ветром гонит прочь тревоги
Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)
Что такое флаг РФ? (символ РФ)
Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё,
Стоя слушает её. (ГИМН)
Что такое гимн РФ? (гос. символ)
Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ГЕРБ)
Что такое герб РФ? (символ РФ)
Символ мудрости и власти.
Отгоняющий напасти,
Что крыла свои развёл...
Он - двуглавый птах - ... (ОРЁЛ!)
Во главе Державы,
Избранный по праву
На четыре года
Волею народа. (ПРЕЗИДЕНТ)
Имя президента РФ?
5. Станция «Права или обязанности»
1. Получение бесплатного общего образования (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
3. Соблюдение устава (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства (Право)
6. Добросовестно учиться (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)
9. Носить школьную форму (Обязанность)
10. Посещать мероприятия в школе (Право)

6. Станция «Мои обязанности» вопросы подготовит …..Ведущий:
Ребята! Вот и закончилась наша игра. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам усвоить ваши права и обязанности. Пока мы не поймем этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Помните, что ваши права заканчивается там, где начинаются права других людей.
Итоги игры будут объявлены в понедельник на линейке.
Спасибо! С вами было очень приятно сегодня работать. Живите в мире с Законом и своей совестью.

Игра – путешествие по станциям « Имею права и обязанности»

Девиз игры: « Ничто так плохо не знаем, как то,

что каждый должен знать: закон».

(О. Бальзак)

Цель : предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.

Задачи :

1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;

2. формирование понятия о том, что у любого человека нет прав без обязанностей;

3. формирование умений общаться и работать в команде.

Форма проведения : игра – путешествие по станциям.

Участники : участвует 7 команд по 6 человек учащиеся 5-9 классов, 7 педагогов - экспертов.

Оборудование : наглядность (таблицы), маршрутные листы, карточки с названиями станций, карточки с заданиями, Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Уголовный кодекс, 7 листов А-4, цветные карандаши, ручки.

Правила игры : за каждой станцией закреплен педагог - эксперт, функции которого следить за правильностью выполнения заданий, подводить итоги работы команды и выставлять баллы в маршрутный лист. Каждой команде выдается маршрутный лист с названиями станций. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Построение, старт и финиш игры происходят в спортзале.

Ход игры:

Ведущий : Здравствуйте дорогие участники и эксперты игры. Сегодня мы проводим игру – путешествие по теме «Имею права и обязанности».

Читают обучающиеся : Михейчик М., КрыловВ., Сергиенкова С.

1.Все лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь. А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: имею право:

Свободно жить под солнцем и луной, И восхищаться красотой земной; Не быть рабом и пыток не терпеть, А песню жизни вдохновенно петь.

2. Могу я погостить за рубежом, Потом вернуться в свой любимый дом; Свободу мысли, слова я имею, Но совесть есть, грубить другим не смею!

3. А подрасту - поможет мне держава. Работу выбрать я имею право. Ну а пока я – ученик: Учу уроки, подаю дневник… Досугу – час! А школе - все внимание. Использую я право, На образование!

Воспитанникам раздаются маршрутные листы, согласно которым команды путешествуют по станциям.

1 станция: Конвенция о правах ребёнка

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:

1) от самого ребенка;

2) от его родителей;

3) от государства.

2. Право на выбор занятий и объединения есть:

1) у каждого;

2) только у взрослых;

3) у учащихся школ.

3. Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
1) 20 ноября 1989года
2) 20 ноября 1990 года
3) 20 ноября 1991года

4. Согласно конвенции ребенком является каждый человек до достижения...
1) 16-летнего возраста
2) 14-летнего возраста
3) 18-летнего возраста

5. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:

1) с этим согласны его родители;

2) это не приносит вреда государству;

3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.

6. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:

2) с 10 лет;

7. С какого возраста наступает уголовная ответственность:

1) с 16 лет

8. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права:

1) с 21 года

2) с 18 лет

9. Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя – 36 часов):

1) с 21 года

3) с 16 лет

10. Конституция РФ была принята в:

1) 1993 г.

2 станция: Конституция РФ

1. Правда ли, что… все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной принадлежности, пола, языка?

Ответ: ДА (Всеобщая декларация прав человека ст. 6).

2.Правда ли, что… алкогольное опьянение является смягчающим вину обстоятельством при совершении преступления?

Ответ: НЕТ (Отягощающим).

3.Правда ли, что… допрос несовершеннолетнего должен проходить при присутствии педагога?

Ответ: ДА.

4.Правда ли, что… к несовершеннолетним может применяться наказание: лишение свободы сроком на 15 лет?

Ответ: Нет (не применяется срок лишения свободы более 10 лет).

5.Правда ли, что… подлежит наказанию нецензурная брань в общественных местах?

Ответ: ДА (штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест сроком до 15 суток).

6.Правда ли, что… нахождение в общественных местах в алкогольном опьянении или пьяном виде не подлежит наказанию?

Ответ: НЕТ (Штраф до 8 базовых величин).

7.Правда ли, что… за присвоение чужого имущества наступает уголовная ответственность?

Ответ: ДА (КРАЖА – наказание: лишение свободы на различные сроки, с возмещением; ГРАБЕЖ – наказание: лишение свободы на срок до 10 лет).

8.Правда ли, что… чистосердечное признание является смягчающим обстоятельством ответственности за преступление?

Ответ: ДА.

9.Правда ли, что… запрещена продажа алкогольных напитков и табачных изделий несовершеннолетним?

Ответ: ДА.

10.Правда ли, что… родители несут ответственность за невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей?

Ответ: ДА (Предупреждение или штраф до 10 базовых величин)

3 станция: Уголовный Кодекс. Конкурс «Знаете ли вы закон?»

Определить, за какие виды ответственности наступают «уголовная ответственность», а за какие «административная ответственность».

1. Ученик разбил стекло. (Административная)

2. Гражданин сознательно купил ворованную вещь. (Уголовная)

3. Школьник случайно попал снежком в глаз прохожему. (Административная)

4. Машинист электровоза явился на работу в нетрезвом состоянии. (Административная)

5. Гражданин из мести поджог дом соседа. (Уголовная)

6. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявший рядом автомобиль. (Административная)

7. Учащиеся колледжа угнали автомобиль покататься и разбили его. (Уголовная)

8. Пассажир автобуса не оплатил проезд. (Административная)

9. Сотрудник учреждения прогулял рабочий день. (Административная)

10. Девушка украла чужого ребёнка. (Уголовная)

4 станция Трудовой Кодекс

5 станция Семейный Кодекс

Необходимо в каждом учреждении определить свои права и обязанности..





Разгадай ребусы . №1

, , ция

№2

№ 3

6 станция Гражданский Кодекс

7 станция Юридическая консультация

Административная ответственность несовершеннолетних

Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как закон предписывает наказывать их, в чем особенности оформления преступлений несовершеннолетних и как строится их защита.


Как накажут?

К административной ответственности по российскому законодательству человек может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.
К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника дохода, является не самым действенным видом наказания, однако большинство статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказание именно в виде штрафа. А вот наказание в виде административного ареста не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18лет.
Срок давности

Существует общее правило, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Из этого правила есть исключения, по которым срок давности может быть увеличен, но в основном, если срок истек, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению.

За что?

Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП ) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП ), наиболее распространенными правонарушениями являются курение, распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП). Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается уделом именно молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).

А судьи кто?

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении, являются судьи (федеральные и мировые), комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел. Этот перечень не полный, в нем указаны наиболее актуальные органы и должностные лица.

Защитники и сочувствующие

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в открытом режиме, за исключением нескольких случаев, не имеющих отношение к теме нашей статьи. Открытый режим означает, что при рассмотрении дела может присутствовать не только сам «виновник» слушания, но и его родители, иные родственники, друзья и т.д. На практике ни суд, ни любой другой орган, рассматривающий такие дела, не приветствует присутствие в зале заседания посторонних лиц, поэтому следует ограничиться минимальным составом группы поддержки – родителей или иных ближайших родственников будет вполне достаточно. Следует знать, что в отношении несовершеннолетних их родители, будучи законными представителями своих детей, могут осуществлять их защиту. То есть быть своего рода адвокатами. Для подтверждения полномочий достаточно паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка. Присутствие такого законного представителя при рассмотрении дела может быть признано обязательным. При этом защиту совместно с законным представителем может осуществлять и адвокат. Также при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего лица может принимать участие прокурор. Прокурора обязаны известить о месте и времени такого рассмотрения.

Возможно ли применение силы?

Существуют следующие виды принудительного воздействия на лицо, которое подозревается в совершении административного правонарушения. Доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-то причинам невозможно (например, при массовых драках или иных беспорядках).
Административное задержание (не путать с арестом) – кратковременно ограничение свободы, может быть применено в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать 3 часов. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются соответствующие отдельные протоколы. Также может быть проведен личный досмотр и досмотр вещей. Досмотр производится в присутствии двух понятых. О досмотре составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе о доставлении или задержании.

Документальное оформление

Следует различать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении. Протокол фиксирует сам факт совершения правонарушения и обстоятельства совершения, а постановление является итоговым документом, аналогом приговора в рамках уголовного дела. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления самого правонарушения. Законом допускаются случаи увеличения этого срока. Протокол составляется не всегда. В случае, если за совершение административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или штрафа, то сразу выносится постановление по делу, в котором отражается назначение наказания в виде предупреждения либо штрафа.

Как показывает практика, зачастую оформление документов дела, в частности протокола об административном правонарушении, происходит с нарушениями требований закона. Такие формальные недостатки становятся либо причиной прекращения дела при его рассмотрении по существу, либо причиной отмены ранее вынесенного постановления при рассмотрении жалобы.

Совет. Форма протокола об административном правонарушении предусматривает краткое изложение позиции лица, в отношении которого составляется протокол. Буквально в две-три строчки. Эту позицию обязательно следует заполнять собственноручно, вам не могут отказать в этом. Не оставляйте эту графу протокола пустой! И тем более нельзя ставить роспись под пустыми строками! В противном случае там может оказаться краткое слово «согласен», написанное рукой лица, составившего протокол, и подпись виновного лица, а доказать, что на самом деле никакого согласия не было, будет невозможно. На практике подобное встречается часто.

Если не согласны с решением суда

Вынесенное по делу постановление может быть обжаловано. Жалоба не облагается государственной пошлиной. Жалоба может быть подана в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Важный момент - отсчет срока начинается не от даты вынесения постановления, а от даты, когда лицу вручили это постановление.

Не в первый раз

Некоторые составы административных правонарушений предусматривают более суровое наказание, если это правонарушение совершено тем же лицом повторно. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Обратите внимание – не со дня вынесения постановления, а со дня его исполнения, т.е. если был назначен штраф – то со дня его уплаты. По истечении годичного срока нельзя указывать, что правонарушение совершено повторно.

Репутация дороже

На практике все факты привлечения к административной ответственности негласно принимаются во внимание как обстоятельства, характеризующие личность, и если уже в несовершеннолетнем возрасте человек привлекался к административной ответственности, то это может так или иначе осложнить его жизнь в дальнейшем.

Подведение итогов, награждение победителей.

Ведущий: Ребята! Вот и закончилась наша игра. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Я надеюсь, что сегодняшняя игра поможет вам усвоить ваши права и обязанности. Пока мы не поймем этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеюсь, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будете всегда исполнять свои обязанности. Помните, что ваши права заканчивается там, где начинаются права других людей. Спасибо! С вами было очень приятно сегодня работать. Живите в мире с Законом и своей совестью.

Участники игры по станциям « Имею права и обязанности»