Игра баба яга костяная нога. Картотека народных игр

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Колокольчик» общеразвивающего вида

Города Горно-Алтайска»

Русская народная игра «Бабка Ежка»

Воспитатели:

Чагиева Асемжан Сериковна

Цель: развитие ловкости, внимания, чувства ритма, словесной памяти, коллективного взаимодействия, стремления к взаимовыручке.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать координацию движений.

· Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.

· Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

Развивающие:

· Развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию. .

· Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе.

Воспитывающие:

· Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре

Материалы:

· Декорации: елки, столбы, избушка бабы-яги, метла, письмо, костюмы русские народные, маски, парик, платок для бабы-яги.

Ход игры:

(Звучит музыка «В гостях у сказки». Дети под русскую народную музыку входят в музыкальный зал).

Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила письмо, где нам предлагают отправиться в удивительное путешествие. (воспитатель держит в руках письмо от бабы-яги и предлагает его прочитать)

Письмо от Бабы – Яги . «Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в сказочную страну, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут. Ведь только сегодня один раз в сто лет проходят игры-забавы в сказочном царстве-государстве. С нетерпением буду ждать Баба-Яга.


Воспитатель: Любите играть? Хотели бы вы туда попасть? (да). А не страшно?

Кот: Как у наших ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!

Воспитатель: В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Обходят ворота «змейкой» происходит превращение в сказочного героя (в воротах дети одевают шапочки - маски) Звучит музыка «Баба – Яга»

Баба – Яга : Здравствуйте гости званные-долгожданные. (дети здороваются с Б-Я)

А теперь, господа,

Проходите сюда!

Будем в игры играть,

Что бы всем показать

Молодецкую стать!

(берет в руки метлу и объясняет правила игры)

Собрались мы ребятушки с вами сегодня позабавиться, Пошутить, поиграть да потешиться. Скучно мне уж одной в дремучем лесу. А игра моя самая любимая « Бабка-ежка», то есть про меня.

Подвижная игра «Баба-Яга»

Правила игры: Выбирается Баба-Яга. Она чертит круг и остаётся в нём. Остальные играющие дразнятся за кругом:

Бабка-Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала,
А потом и говорит:
– У меня нога болит.

Дети продолжают дразнилку, забегая в круг, а Баба-Яга пытается осалить. (Выходить за круг ей нельзя.)

Пошла на улицу,
Раздавила курицу.
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Баба-Яга: Ой, дети как хорошо, что вы пришли ко мне в гости развеселили меня, избавили меня от скукоты.

Воспитатель. Баба-Яга ты показал нам свой подарок, а теперь мы хотим показать тебе наш подарок, мы привезли тебе игру современную, которая тоже называется «Баба-Яга»

Игра “Баба Яга”

Дети встают в круг, хором произносят текст и все вместе выполняют движения.

В темном лесе есть избушка .

(Идут по кругу.)

Стоит задом наперед.

(Прыжком поворачиваются в другую сторону.)

В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.

(Идут по кругу в другую сторону.)

У нее глаза большие.

(Разжимают кулачки подобно открывающимся глазам?)

Словно огоньки горят.

Ух! (Приседают.) Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят.

(Резко поднимают руки вверх. Дети разбегаются в разные стороны, Баба – Яга их ловит)

Баба-Яга: Ой, спасибо за новую игру. Теперь-то я точно скучать больше не буду.

Ой, ребята, как же с вами весело и интересно. И все-то вы умеете: и петь, и играть, и даже загадки отгадывать. Хорошо с вами, но дело к вечеру. Пора мне нечисть разную на вечерку собирать. Будет сегодня, что им рассказать, будет, чем похвастаться – вон с какими интересными ребятами познакомилась. Спасибо, что не забыли бабушку. Еще когда-нибудь встретимся. Прощевайте-ка, до свидания!

Итог.

Воспитатель: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды не дразниться и не обижать вежливыми и воспитанными и т. д.)

А кто придумал эту игру? (Б-Я)

А Б-Я в каких сказках живет? (в русских народных)

Значит игра у нас какая? (русская народная).

Вам понравилось играть в русские народные игры с героями сказок? (да)

Сколько игр вы теперь знаете про б-я? (две).

Я надеюсь, вы и в д. с будете в них играть.

На этом наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в д. с.Вам понравилось наше путешествие в сказку? (да). Выходим через ворота так же как и зашли. Молодцы, ребята.

Предлагаем вам серию подвижных игр для малышей.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ СО СТИШКАМИ

Детские игры со стишками - это следующая возрастная ступень многоступенчатого народного художественного воспитания, первые уроки детского театра, веками существовавшего и существующего в детском песенно-игровом и сказочном фольклоре. Уже в считалках к играм намечается форма поэтических диалогов:

Уточка-горожаночка, где ты ночь-то ночевала?

У города.

Чего ж ты ночью работала?

Овец пасла.

Чего выпасла?

Коня в седле, в золотой узде...

Многие подвижные детские игры ("Бояре, мы к вам в гости пришли" и др.) тоже основаны на поэтическом диалоге. Это маленькие одноактные театральные пьесы для детей. В результате незаметно и ненавязчиво уже к двум-трём годам ребёнок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошёл необходимую поэтическую школу, получил представление о ритме и рифме.

ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

"Цапки"

Один из ребят - ведущий - вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из участников игры под ладонь ставит свой указательный палец. Ведущий говорит:

Под моею крышей собралися мыши,

заяц, белка, жаба, цап!

Под моею крышей жили-были мыши,

чижик, котик, жаба, цап!

На горе стояли зайцы

и кричали: "Прячьте пальцы!" Цап!

При слове "Цап!" все быстро убирают свои пальцы, а ведущий, сжимая ладонь, старается захватить пальцы. Чей палец будет схвачен, тот выбывает из игры.

"Молчанка"

Играющие садятся в ряд. Водящий ходит перед ними и поёт:

Кони, кони, мои кони,

мы сидели на балконе,

чай пили, чашки мыли,

по-турецки говорили:

чаб-чаляби, чаб-чаляби!

Прилетели журавли

и сказали всем: "Замри!"

А кто первый отомрёт,

тот получит шишку в лоб!

Не смеяться, не болтать,

и солдатиком стоять!

Сразу после окончания песни все должны "замереть" - молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит - из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.

"Гуси и волк"

Один из играющих - "волк", остальные - "гуси". "Волк" стоит напротив "гусей" и переговаривается с ними:

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Ну, летите!

Нет, нет, нет -

серый волк под горой,

зубы точит, съесть нас хочет,

не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

только крылья берегите!

Тогда "гуси" бегут и кричат: "Га, га, га!" В это время "волк" ловит их. Те, кого он поймал, считаются "съеденными". Остальные опять выстраиваются напротив "волка" и продолжают игру до тех пор, пока не останется один "гусь". На этом игра останавливается. Последний "гусь" становится "волком", и всё начинается сначала.

"Медведь"

Один из ребят изображает "медведя" и садится на корточки. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

У медведя во бору

грибы, ягоды я рву,

а медведь не спит,

всё на нас глядит!

Лукошко опрокинулось,

медведь за нами кинулся!

По окончании песни "медведь" вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым "медведем", и игра повторяется.

"Яблонька"

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька", её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

Мы посадим яблонъку - на горе, на горе,

наша яблонъка расцветёт - по весне, по весне!

Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;

распускайся, яблонъка, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонъка, в добрый час,

потанцуй, Машенька, поскачи для нас.

Ой как наша яблонъка да распустилась.

Ой как наша Машенька да закружилась.

А мы нашу яблонъку все трясти будем,

а мы сладки яблочки собирать будем.

А мы нашу яблонъку все пощиплем

да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах "такой вышины" и "такой ширины" играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах "трясти будем" все плавно подходят к "яблоньке" и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами "щипать будем" легко щиплют девочку и тут же разбегаются. "Яблонька" бежит ловить: кого поймает, тот - "яблонька".

"Баба-яга"

Один из играющих ребят - "Баба-яга". Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

Баба-яга - костяная нога,

с печки упала, ногу сломала.

Пошла в огород, испугала народ.

Побежала в баньку, испугала зайку!

"Баба-яга" начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого "Баба-яга" поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.

ИГРЫ С МЯЧОМ

"Кувшинчик"

Один из играющих берёг в руки мяч и в такт песне равномерно одной рукой бьёт ладонью мяч о землю.

Я кувшинчик уронила

и о пол его разбила.

Раз, два, три - его,

Ванечка, лови!

При последних словах сильно бьёт мяч о землю. Подскочивший мяч подхватывает не лету участник, имя которого было названо, и всё повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока играющие не собьются с ритма или мяч не отлетит в сторону и не покатится по земле.

"Горы-шлёпы"

Играющих несколько. Один из ребят кидает мяч в стену и поёт:

Горы-шлёпы, моты-жмоты,

крести-брести, ду-ду в одну,

из-под ручки, из-под ножки.

Вбок, назад, потом вперёд,

а теперь переворот.

Палочки, приседалочки,

скакалочки, галочки,

ученички, единички,

очки, кулачки,

бычки, венец,

Игра состоит из нескольких фигур, о которых и поётся в игровом припеве. Каждая фигура имеет своё название, например: "горы" - бросают мяч в стену двумя руками; "шлёпы" - мяч бросают одной рукой и т. д. Или же комментируется само действие: бросают мяч из-под руки, из-под ноги, с хлопком в ладоши и т. д.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ БЕЗ СТИШКОВ

"На птичьем дворе"

Поставьте стулья в круг, плотно один к другому. Их должно быть ровно столько, сколько играющих. А те рассаживаются по стульям. Все, кроме одного, водящего, который в середине круга. Естественно, один стул остаётся пустым. Его-то водящий и старается занять. Но тот, кто сидит слева от пустого стула, не даёт ему сделать это - он сам быстро пересаживается на пустой стул, а его сосед - на его место и т. д.

Если водящему удаётся сесть на стул, оставшийся на какое-то мгновение без присмотра, водить идёт тот, кто прозевал (то есть сидящий слева).

"Ласточка без гнезда"

Участники игры - их должно быть нечётное количество - исполняют роль ласточек.

В гнёзда - небольшие круги - залетают ласточки. Оставшаяся без гнезда ласточка - ведущая. По команде "Ласточки, летите!" играющие имитируют полёт ласточек и бегают по площадке. "Возвращайтесь домой!" означает, что ласточки должны вновь занять свои гнёзда.

"Перелёт птиц"

"Стая птиц" собирается (дети стоят врассыпную). По сигналу водящего "Полетели!" дети-птицы "разлетаются", расправив руки-крылья и помахивая ими. По сигналу "Буря!" дети-птицы "летят к деревьям" (дети влезают на стулья, диваны). Когда водящий говорит: "Буря прошла!" - дети-птицы спокойно спускаются с "деревьев", продолжают летать.

Приложение №3

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

Игры - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворя-ется жажда действия; предоставляется обильная пища для ра-боты ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справед-ливость. В играх - залог полноценной душевной жизни ре-бенка в будущем.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая пред-ставление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных об-рядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчас-тливые.

Взрослые пересчитывались - стали пересчитываться и де-ти. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых - охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого вы-бираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

Новый год.

Бабка Ёжка

В углы Башмачник

Рождественский сочельник

Два Мороза

Скакалка

С города долой!

Зимние святки

Дедушка-рожок

Слепая курица и чулок

Слепой козел

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять.

Масленица

В каравай

Взятие снежной крепости

Водить козла

Гори, гори ясно

Крута гора

Летят- не летят

Салки- догонялки

Салки-мартышки

Салки с мячом

Пятнашки с мячом

Благовещенье

«Ай да птица, что за птица!»

Бабочки и ласточки

Жаворонок

Ласточки

Огородник и воробей

Пчелы и ласточка

Филин и пташки

Вербная неделя

Верба-вербочка

Пасха

Игры с яйцами

Чье яйцо дольше покрутится?

Катание яиц с горки

Бой яйцами

Солнышко-ведрышко

Медом или сахаром

Красная горка

Отгадывание

Лялин день

Егорьев день

Пастух и стадо

Троица (Семик)

Горячее место

Ерыкальце

Никита-гусятник

Волк и гуси

Гуси-гуси

Утка и селезень

Давид – земляничник

У медведя во бору

Волк в лесу

Николай Кочанский

Успение

Кто с нами?

Огородник

Пахари и жнецы

Семенов день

Охотники и собаки

Черный жук

Покров

Заря-зарница

Молчанка

Пятнашки

У дядюшки Трифона

Кузьма и Демьян

Ворон и куры

Золотые ворота

Описание игр

Пастух и стадо

Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.

Муха

На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».

Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

пока не проиграют все в одной из команд.

Капуста

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Бабка Ёжка

В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: - У меня нога болит. Пошла она на улицу - Раздавила курицу. Пошла на базар - Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает

У дядюшки Трифона

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят,

Друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

Гуси-гуси

Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие - «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

Гуси-гуси!

Га-га-га

Есть хотите?

Да-да-да!

Ну, летите же домой!

Серый волк под горой,
Не пускает насдомой,
Зубы точит,

Съесть нас хочет!

Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

- Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

Салки

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»

Игра повторяется.

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Скакалка

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

Жмурки

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

Кот, Кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, Кого он поймал - тот становится «жмуркой».

Считалки

Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку, например:

Тара – бара,

Домой пора -

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

– Заяц белый,

Куда бегал?

– В лес дубовый!

– Что там делал?

– Лыки драл!

– Куда клал?

– Под колоду!

– Кто украл?

– Родион.

– Выйди вон!

Шла кукушка

Мимо сети,

Малы дети.

И кричали:

«Кук! Мак!»

Один кулак!

Шла кукушка

Мимо сети,

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Тебе водить!

Кукушечка –

Горюшечка

Плетень плела,

Детей вела.

Дети шли,

До конца дошли,

До конца дошли,

Обратно пошли.

Тили – тели,

На лавочке сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник,

А ты кто такой?

Ах, ты, Совушка – сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела -

В траву свалилася,

В яму покатилася!

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

Под мельницей,

Под веретельницей

Подралися два ерша.

Вот и сказка вся!

Обруч кружь, обруч кружь.

Кто играет, будет уж.

Кто не хочет быть ужом,

Выходи из круга вон!

Инцы-брынцы,

Балалайка!

Инцы-брынцы,

Поиграй-ка!

Инцы-брынцы,

Инцы-брынцы,

Вон пойду!

По дорожке Дарья шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленьки,

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку взяла,

Потянула, порвала.

Стакан, лимон -

Вышел вон.

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке.

Близко ночь,

Улетайте прочь.

К бабке, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лопаточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму! Бух!

Катился горох по блюду.

А я не буду.

Тара-бара, домой пора,

Коров доить, тебе водить!

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу.

Он работу не нашел,

А заплакал и пошел!

Конь ретивый с длинной гривой

Скачет, скачет по полям,

Тут и там, тут и там!

Где проскачет он -

Выходи из круга вон!

Ягода, малиновка,

Медок, сахарок,

Поди, вон, королек!

Там тебе место,

В кислое тесто.

Раз, два, три, четыре -

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам-друг Крестовик - большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь-

Паука мы попросим: -

Ты, обжора, не ходи.

Ну-ка, Мишенька, води.

Раз, два, три, четыре -

Меня грамоте учили.

Пять, шесть, семь -

Покосился пень.

Он, Додон,

Выйдет от нас вон!

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки, Медок, сахарок,

Поди, вон в уголок!

Чуха, рюха, ты свинуха!

Семьсот поросят

За тобой кричат.

Шестьсот красот

По болоту бродят,

Тебя не находят,

Щиплют травку-лебеду,

Ее в рот не берут -

Под березоньку кладут.

Кто возьмет ее из нас,

Пусть он выйдет тот же час!

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Шатар, батар,

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын,

Я на елке рос,

Меня ветер снес,

Я упал на пенек,

Поди, водить, паренек!

Первой дал,

Второй взял,

Трое сели -

Все поели.

Кому гадки гадать?

По-турецки писать?

Шел, прошел -

Шишел, вышел,

Вон пошел!

Аты-баты,

Шли солдаты,

Аты-баты,

На базар.

Аты-баты,

Что купили?

Аты-баты,

Соломинка, яреминка,

Прела, горела,

На море летела,

Кастюк-мастюк,

Родион, поди вон!

Тенти-бренти!

Сам сокол

Через поле

Руку, ногу

Шишел, вышел,

Вон пошел!

    Чики-брики, ты куда?

    Чики-брики, на базар.

    Чики-брики, ты зачем?

    Чики-брики, за овсом!

    Чики-брики, ты кому?

    Чики-брики, я коню!

    Чики-брики, ты какому?

    Чики-брики, вороному!

Таря-Маря

В лес ходила,

Шишки ела -

Нам велела.

А мы шишки

Таре-Маре

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал,

Серый зайчик убежал!

Ходит свинка

Рвет траву-мураву.

Она рвет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет.

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Раскрывай один кулак.

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе

Хлеб, соль, пшеница.

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка -

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани.

Двадцать пять рублей дуга. - Мальчик - девочке слуга. -

Ты, слуга, подай карету,

Я в ней сяду и поеду.

Тани-бани,

Что за вами

Под железными

Столбами?

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

Заинька, не беги -

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок.

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Теля- мля, ты, Емеля,

Третий бас.

Поводи-ка ты за нас!

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

А до самой

До столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет.

Трух-трух,

Трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь мир кричит.

Кто услышит,

Тот бежит.

Погляди на небо,

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту в охлопке,

Она села на пенек

И читала весь денек.

Петушок-петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!

Ниточка, иголочка,

Синенько стеколочко,

Рыба-карась,

Ты убирайсь!

Стульчик,

Сам король,

Шишел, вышел,

Вон пошел.

Скороговорки

В играх где все играющие делятся на две партии (группы, команды), вначале выбирают вожака (матку) для каждой партии, а затем уже определяют состав команд. Разделить всех игроков поровну, так, чтобы никому не было обидно, помогают скороговорки.

Играющие образуют пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, кому какое название взять. Это могут быть названия зверей, птицы, игрушки, растения и т.д. Разрешается применять шуточные названия: цапы-цапы и топы-топы; дедушка Пых-то и бабушка Никто и т.п. сговорившись, пары подходят поочередно к тому или другому матке и спрашивают:

Матка, матка! Чего тебе надо?

Пирог с грибами или козла с рогами?

Из ведра ерша или из корзины ежа?

Выбирая названия, матка выбирает себе игроков. Скороговорки бывают разные.

Выбирай:

Сахару кусочек

Или красненький платочек?

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу?

Гороху мешок

Или масла горшок?

Медведя лохматого

Или козла рогатого?

Зеленую лягушку

Или хлеба краюшку?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Выбери помощника:

Сено косить

Или дрова рубить?

Коня ковать

Или двор подметать?

Горох молотить

Или кашу варить?

Лапти плести

Или двор мести?

Колыбельку качать

Или сметану лизать?

Шары катить

Или воду лить?


Документ

С целью приобщения дошкольников к духовной национальной культуре (Кузьмина Марина Михайловна) «Духовно-нравственное воспитание учащихся через учебное...

  • Заместитель руководителя заведующий мбдоу исполнительного комитета «детский сад № 79 «вишенка»

    Программа

    Деятельности: Приобщение к истокам национальной культуры народов, ... культура Ознакомление с башкирскими и чувашскими народными играми . Продолжение учить детей самостоятельно организовывать знакомые татарские и русские народные подвижные игры ...

  • Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (февраль 2010 г)

    Документ

    ... через активные действия, занятия спортом, подвижные игры ... проектов (проект «Фестиваль национальных культур» , автор Козлова А.); второй муниципальный конкурс молодежных проектов «Инициатива» (проект ... Приобщение детей к истокам русской народной культуры . ...

  • Потешки - это небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. C помощью потешек ребенок познает мир играя, с первых дней своей жизни. Повторяющиеся звукосочетания способствуют закладке речевого развития.

    Тра-та-та, тра-та-та,
    Вышла кошка за кота,
    За кота-котовича,
    За Иван Петровича.
    Он усат, полосат,
    Ну, не кот -
    А просто клад!

    Баба сеяла горох,
    Прыг-скок, прыг-скок,
    Обвалился потолок,
    Прыг-скок, прыг-скок.
    Баба шла, шла, шла,
    Пирожок нашла.
    Cела, поела, опять пошла.
    Баба стала на носок,
    А потом на пятку,
    Стала русского плясать,
    А потом вприсядку.

    Где же наши ручки?
    Вот наши ручки!
    Где же наши ножки?
    Вот наши ножки!
    А вот это Настин нос
    Весь козюльками зарос.
    А вот это глазки, ушки,
    Щечки толстые подушки,
    А вот это что? Животик!
    А вот это Настин ротик!
    Покажи-ка язычок,
    Пощекочим твой бочок,
    Пощекочим твой бочок.

    Ротик мой умеет кушать,
    Нос дышать, а ушки слушать,
    Глазоньки моргать- моргать,
    Ручки - все хватать-хватать.

    (Водя пальчиком ребенка по называемым частям тела):
    Носик, носик, лобик,
    Щечки, подбородок.
    Ушки, глазки,
    Никитушкины сказки (в этот момент пощекотать).

    Огуречик, огуречик!
    Не ходи на тот конечик -
    Там мышка живет,
    Тебе хвостик отгрызет!

    На болоте стоит пень,
    Шевелиться ему лень.
    Шея не ворочается,
    А посмеяться хочется.

    Сбил, сколотил - вот колесо,
    Сел да поехал - ах, хорошо!
    Оглянулся назад -
    Одни спицы лежат.

    Баба Яга
    Костяная нога,
    Печку топила,
    Кашу варила.
    С печки упала,
    Ножку сломала.
    Пошла на базар,
    Раздавила самовар.
    Пошла на улицу,
    Раздавила курицу,
    Пошла в огород,
    Рассмешила весь народ.

    Паучок, паучок,
    Лену хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Лену хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Лену хвать за колени.
    Песик, песик,
    Лену хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Лену хвать за живот.
    Оса, оса,
    Лену хвать за волоса.

    Наша-то хозяюшка
    Cметлива была,
    Всем в избе работушку
    К празднику дала:
    Чашечку собачка моет язычком,
    Мышка собирает крошки под окном,
    По столу котище лапою скребет,
    Половички курочка веничком метет.

    У меня свинья
    Порезвей коня.
    Сяду и поеду -
    Прискачу к обеду.

    Выйду я на улочку,
    Запрягу-ка курочку.
    На пристежке - петушок,
    Но-о-о, поехали, дружок!

    Вот лежат в кроватке
    Розовые пятки.
    Чьи это пятки -
    Мягки да сладки?
    Прибегут гусятки,
    Ущипнут за пятки.
    Прячь скорей, не зевай,
    Одеяльцем накрывай!

    Ой, не горе горевать -
    Некуда кота девать.
    Принесла на двор,
    Посадила на забор -
    Уж и кот побежал,
    Всех ребят перепугал,
    Всех ягнят и телят,
    И маленьких ребят!

    Ветер, ветерок,
    Натяни парусок!
    Кораблик гони
    До Волги-реки!

    Дождик, дождик,
    Кап-кап-кап!
    Мокрые дорожки.
    Нам нельзя идти гулять -
    Мы промочим ножки.

    Стенки (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
    Стенки (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
    Потолок (прикоснулись к лобику)
    Окна (показали на глазки)
    Двери (показали на ротик)
    И Звонок Пи-и-ип! (нажимаем на носик)
    Хозяин дома?
    Гармонь готова?
    Можно поиграть?

    И щекочете малявочку!!!

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай-тата, тата, тата,
    Пожалуйте решета -
    Мучки посеять,
    Пирожки затеять.
    А для нашей лапушки
    Затеем оладушки,
    Испечем блинка
    Покормить сынка!

    Только мышки заскребут,
    Серый Васька тут как тут.
    Тише, мыши, уходите,
    Кота Ваську не будите.
    Как проснется Васька-кот,
    Разобьет весь хоровод.
    Вот проснулся Васька-кот -
    Разогнал весь хоровод!

    Наши уточки с утра:
    - Кря-кря-кря!
    - Кря-кря-кря!
    Наши гуси у пруда:
    - Га-га-га!
    - Га-га-га
    А индюк среди двора:
    - Бал-бал-бал!
    - Бал-бал-бал!
    Наши гуленьки вверху:
    - Грру-грру-у-грру-у!
    Наши курочки в окно:
    - Ко-ко-ко!
    - Ко-ко-ко!
    А как Петя-петушок
    Рано-рано по утру
    Нам споет "Ку-ка-ре-ку!"

    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит!

    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть.
    Вот так, вот так
    Надо лапочки погреть!

    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так
    Надо зайке поскакать!

    Зайку волк испугал!
    Зайка тут же убежал!

    Будут пальчики вставать,
    Наших деток одевать.
    Встали пальчики - ура!
    Одеваться нам пора.

    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдёт,
    Через киску упадёт.

    Свинка Ненила
    Сыночка хвалила:
    - То-то хорошенький,
    То-то пригоженький,
    Ходит бочком,
    Ушки торчком,
    Хвостик крючком,
    Нос пятачком!

    Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
    Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
    А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

    Наша Женя по полу
    В первый раз затопала.
    Стала на коленки,
    Доползла до стенки,
    Обе ручки подняла,
    Покачнулась - и пошла.
    Топай, топай ножками,
    Новыми сапожками!
    Топ-топ до угла,
    Постояла - и пошла.
    Далеко в другом углу,
    Мяч и мишка на полу.
    Взять их Женя хочет,
    Ножками топочет.
    Побежала, покачнулась,
    Шлёп - и сразу растянулась.
    Плакать Женечка не стала,
    Потихонечку привстала
    И до самого угла
    По всей комнате прошла.
    Мишку за ногу схватила,
    Мячик ножкой покатила,
    А потом пошла опять
    Вдоль по комнате гулять -
    До дивана, до окошка,
    Под столом прошлась немножко
    Темновато под столом -
    Скатерть длинная кругом.
    А на стуле - Мурка,
    Серенькая шкурка.
    Приподняв ладошку,
    Женя гладит кошку.
    Говорит ей: - Пай-пай.
    Говорит ей: - Бай-бай.
    Мурка жмурится слегка -
    Знает, чья это рука.
    Постояв у стула,
    Женя отдох???Ь
    А потом пошла опять
    Вдоль по комнате гулять.
    Добрела она до шкафа
    И кряхтя, уселась на пол.
    Надо снова отдохнуть -
    Впереди далёкий путь...

    Ваня, Ваня-простота
    Купил лошадь без хвоста.
    Сел задом наперед
    И поехал в огород.

    Чики-чики-чикалочки,
    Едет Ваня на палочке,
    А Дуня в тележке
    Щелкает орешки.

    Чики-чики-чикалочки,
    Медведь едет на палочке.
    Белка в тележке
    Щелкает орешки.

    Только мышки заскребут,
    Серый Васька тут как тут.
    Тише, мыши, уходите,
    Кота Ваську не будите.
    Как проснется Васька-кот,
    Разобьет весь хоровод.
    Вот проснулся Васька-кот -
    Разогнал весь хоровод!

    Ой ты, заяц косой - вот так!
    Не ходи ты за мной - вот так!
    В огород попадешь - вот так!
    Всю капусту сгрызешь - вот так,
    Как поймаю тебя - вот так,
    Как за уши схвачу - вот так,
    Да и хвост откручу - вот так!

    Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
    Выше бережка головушку несёт.
    Белым крылышком помахивает,
    На цветы водицу стряхивает.

    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша деточка пойдет,
    Через киску упадет!

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька,
    Пройдись по дороженьке,
    Топни, Катя, ноженькой.

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Заинька, войди в сад,
    Серенький войди в сад.
    Зайка, зайка, войди в сад,
    Серый, серый, войди в сад!

    Заинька, сорви цвет,
    Серенький, сорви цвет.
    Зайка, зайка, сорви цвет,
    Серый, серый, сорви цвет!

    Заинька, свей венок,
    Серенький, свей венок.
    Зайка, зайка, свей венок,
    Серый, серый, свей венок.

    Заинька, попляши,
    Серенький, попляши.
    Зайка, зайка, попляши,
    Серый, серый, попляши.

    Ладушки-ладошки
    Хлопали в ладошки
    Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
    Отдохнем немножко (руки на колени).

    Идёт котик по лавочке
    Ведёт кошечку за лапочки
    Топы-топы по лавочке
    Цапы-цапы за лапочки.

    Сорока, сорока!
    Где была?
    - Далеко!
    Печку топила,
    Кашу варила,
    На порог скакала -
    Гостей созывала.

    Дарики-дарики!
    Злые комарики!
    Вились, кружились,
    Да в ушко вцепились!
    Кусь!

    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит!

    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть.
    Вот так, вот так
    Надо лапочки погреть!

    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так
    Надо зайке поскакать!

    Зайку волк испугал!
    Зайка тут же убежал!

    Сорока, сорока,
    На порог скакала,
    Гостей поджидала:
    Не приедут ли гости,
    Не съедят ли кашку?
    Приехала Агашка,
    Всю съела кашку.
    Этому дала на тарелочке,
    Этому на ложечке,
    Этому на мутовочке,
    Этому весь горшочек,
    Пальчику-мальчику
    Не досталось.
    Пальчик-мальчик
    Толчет, мелет.
    По воду ходит,
    Квашню творит:
    Вода на болоте,
    Мука не молота.
    Квашенка на липе,
    Мутовка на сосне.
    Взял коробичку,
    Пошел по водичку.
    Тут ступил - nепленько,
    Тут - горяченько,
    Тут пень да колода,
    Тут белая береза,
    А тут ключики кипят-кипят.

    (Изображаем пальцами «козу»)
    Идет коза рогатая
    Идет коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Молока не пьёт, -
    Забодает, забодает, забодает.
    (показываем, как бодается коза)

    Баю-баюшки-баю,
    Колотушек надаю,
    Колотушек двадцать пять,
    Будет Ваня крепко спать.

    Мыши водят хоровод,
    На лежанке дремлет кот.
    Тише, мыши, не шумите,
    Кота Ваську не будите.
    Вот проснется Васька-кот,
    Разобьет весь хоровод.

    Пошел котик на торжок,
    Купил котик пирожок,
    Пошел котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли есть
    Либо Бореньке снесть?
    Я и сам укушу,
    Да и Бореньке снесу.

    Кот на печку пошел,
    Горшок каши нашел.
    На печи калачи,
    Как огонь, горячи.
    Пряники пекутся,
    Коту в лапки не даются.

    Как у нашего соседа
    Весела была беседа:
    Гуси - в гусли,
    Утки - в дудки,
    Овцы - в донцы,
    Тараканы - в барабаны.

    На улице
    Две курицы
    С петухом дерутся.
    Две девушки-красавицы
    Смотрят и смеются:
    - Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
    Как нам жалко петуха!

    Ах ты, совушка-сова,
    Ты большая голова!
    Ты на дереве сидела,
    Головою ты вертела -
    Во траву свалилася,
    В яму покатилася!

    Вот совушка-сова,
    Ты большая голова!
    Ты на дереве сидела,
    Головою ты вертела -
    Во траву свалилася,
    В яму покатилася!

    Вот совушка-сова -
    Большая голова
    На дереве сидит,
    Головушкой вертит.
    Во все стороны глядит
    Да и всем говорит:
    - Никто совушку не бьет
    И за ушки не дерет.

    Как у нас козел
    Что за умный был:
    Сам и по воду ходил,
    Сам и кашу варил,
    Деда с бабою кормил.

    Катя-Катя-Катюха
    Оседлала петуха.

    Русская народная игра «Ручеёк»

    Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

    Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.

    Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.

    Варианты:

    В зависимости от размеров игровой площадки играющие пары идут ровным уверенным шагом прямо или по кругу. По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток) первая пара, пригнувшись, входит в «коридор» из рук.

    Русская народная игра «Капуста»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

    Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

    Я на камушке сижу, Мелки колышки тешу.

    Мелки колышки тешу,

    Огород свой горожу,

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибежали

    Волк и лисица, бобер и курица,

    Заяц усатый, медведь косолапый.

    Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

    Правила игры: Бежать можно только после слов «медведь косолапый».

    Русская народная игра «Дедушка Рожок»

    Цель : Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

    Описание: Дети по считалке выбирают Дедушку.

    По божьей росе,

    По поповой полосе

    Там шишки, орешки,

    Медок, сахарок

    Поди вон, дедушка Рожок!

    Выбранному игроку-Дедушке отводится «дом». Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от «дома» этого - у них свой «дом».

    Дети: Ах ты, дедушка Рожок,

    На плече дыру прожёг!

    Дедушка: Кто меня боится? Дети: Никто!

    Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

    Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих.

    Русская народная игра «Лягушки на болоте»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах.

    Описание: С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

    Вот с намокнувшей гнилушки

    В воду прыгают лягушки.

    Стали квакать из воды:

    Ква-ке-ке, ква-ке-ке

    Будет дождик на реке.

    С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

    Русская народная игра «Золотые ворота»

    Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

    Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

    Ай, люди, ай, люди,

    Наши руки мы сплели.

    Мы их подняли повыше,

    Получилась красота!

    Получились не простые,

    Золотые ворота!

    Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй - запрещается.

    А на третий раз

    Не пропустим вас!

    С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

    Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

    Татарская народная игра «Татарский плетень»

    Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.

    Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:

    “Вейся, ты вейся, капуста моя!

    Вейся, ты вейся, вилковая моя!

    Как мне капусте не виться,

    Как мне вилковой не свиться!”.

    Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.

    Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)

    Мордовская народная игра «Бег по стволу»

    Цель: закрепить навык равновесия; ходьба и бег с меняющимся темпом движения.

    Описание игры:

    Произносятся слова:

    “Белая береза,

    Чёрная роза,

    Ландыш душистый,

    Одуванчик пушистый,

    Колокольчик голубой.

    Поворачивай! Не стой!”

    Дети поточно идут по бревну (гимнастической скамейке), всё ускоряя темп движения, затем бегут по скамейке в быстром темпе, замедляя темп, переходят на ходьбу и постепенно останавливаются. (Повторить игру 2-3 раза)

    Методические указания: не толкаться, соблюдать дистанцию.

    Русская народная игра «Игровая»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой направления.

    Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    У дядюшки Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей:

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели.

    Разом делали, как я!

    При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

    Правила игры: При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

    Русская народная игра «Лошадки»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

    Описание: Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

    Художественное слово:

    Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!

    Ты лети, конь, скоро-скоро

    Через реки, через горы!

    Все-таки в галоп - гоп-гоп!

    Трух-трух! Рысью, милый друг!

    Ведь сдержать-то станет силы, -

    Рысью-рысью, конь мой милый!

    Трух-трух! Не споткнись, мой друг!

    Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».

    Русская народная игра «Скакалка»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

    Описание: Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство.

    Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок,

    Чтобы вырос лен высок,

    Прыгайте как можно выше.

    Можно прыгать выше крыши.

    Правила игры:

    Кто задел за скакалку, выбывает из игры.

    Русская народная игра «Мороз красный нос»

    Цель:

    Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

    Он говорит:

    Я Мороз-Красный нос.

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.

    Русская народная игра «Бабка Ёжка»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

    Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка - Костяная Ножка

    С печки упала, Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу -

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает.

    Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

    Русская народная игра «Два Мороза»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

    Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки с противоположных сторон встают два водящих мороза - Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос.

    Мы два брата молодые, Два Мороза Удалые

    Я Мороз-Красный нос, Я Мороз – Синий нос,

    Кто из вас решится

    В путь-дороженьку пуститься?

    Играющие отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Морозы догоняют их и стараются заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают других водящих. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз», «замороженным» игрокам не сходить с места.

    Русская народная игра «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

    Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

    Описание: Играющие ходят по игровой площадке - собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в сто­роне щиплют травку. После слов ведущего:

    «Хлоп, хлоп, убегай,

    Тебя кони стопчут»

    несколько игроков

    произносят:

    «А я коней не боюсь,

    По дороге прокачусь!»

    и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

    Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

    Русская народная игра «Жмурки»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

    Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих.

    Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

    Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"!

    Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

    Башкирская игра «Конное состязание»

    Цель : развитие быстроты; согласованность в движениях;

    Соревновательный момент.

    Описание игры: игроки встают парами друг за другом на одной линии. Игрок “конь” вытягивает руки назад – вниз и берет за руки “наездника”. По команде пары бегут до финиша, затем меняются (повторить 3-4 раза).

    Методические указания: пары бегут прямо, не пересекая дорогу другим, не тянуть сильно “наездника”.

    Русская народная игра «В ногу»

    Цель: Развивать, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в метании.

    Описание: Дети делятся на две равные по числу команды. Вдоль одной из линий чертятся круги диаметром около 30-ти сантиметров, согласно количеству игроков одной команды. После этого, игроки одной команды строятся шеренгой по линии, поставив одну ногу в нарисованный круг. Игроки противоположной команды стоят напротив, на определенном, заранее установленном расстоянии. Их задача попасть мягкими мячами в игроков команды-соперницы. Игра длится по количеству установленных бросков (например, по 5), после чего команды меняются местами. За каждое попадание можно начислять баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

    Правила: Во время игры запрещается бросать мяч в лицо, а игрокам, находящимся в кругах, отрывать ногу, находящуюся в кругу от земли.

    Русская народная игра «Ястреб»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, построению парами.

    Описание: Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

    Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

    Варианты:

    Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным» и из детей выбирается на его место другой.

    Русская народная игра «Бубенцы»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

    Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

    Все дети говорят:

    Трынцы-брынцы, бубенцы,

    Раззвонились удальцы:

    Диги-диги-диги-дон,

    Отгадай, откуда звон!

    После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

    Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

    Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

    Русская народная игра «Матушка Весна»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.

    Описание: Выбирается Весна. Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота.

    Все дети говорят:

    Идет матушка-весна,

    Отворяйте ворота.

    Первый март пришел,

    Всех детей провел;

    А за ним и апрель

    Отворил окно и дверь;

    А уж как пришел май –

    Сколько хочешь, гуляй!

    Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

    Правила: Не размыкать цепочку

    Русская народная игра «Пирог»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

    Описание: Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

    Вот он, какой высоконький,

    Вот он, какой мякошенький,

    Вот он, какой широконький.

    Режь его да ешь!

    После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

    Русская народная игра «Малечина-Калечина»

    Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений, чувство спортивного соперничества.

    Описание: Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

    Малечина-калечина,

    Сколько часов

    Осталось до вечера,

    До летнего?

    После этих слов ставят палочку вертикально на ладонь или на кончик пальцев.

    Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее следует подхватить второй рукой, не допуская полного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

    Варианты: Палку можно держать по-разному:

    1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове.

    2. Удерживая палку, приседают, встают на скамейку, идут или бегут к начерченной линии.

    3. Держат одновременно две палки, одну на ладони, другую на голове.

    Правила игры: Пальцами другой руки (палочку) малечину-калечину поддерживать нельзя.

    Русская народная игра «Цепи кованные»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге.

    Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

    Цепи, цепи, разбейте нас!

    Кем из нас? – отвечает другая

    Стёпой! - отвечает первая

    Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

    Русская народная игра «Салки»

    Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в прыжках на одной ноге, с продвижением, умению играть в коллективе.

    Описание: Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я - салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я - салка!»

    Игра повторяется.

    Правила игры:

    1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

    2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

    3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

    Башкирская игра «Ласточки и ястребы»

    Цель: развивать внимание; упражнять в быстром беге; развивать ориентировку в пространстве, внимание.

    Описание игры: игроки делятся на 2 команды и становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду – “ястребы”, в другом – “ласточки”. Ведущий называет одну из команд. Та команда, которую назвали, догоняет другую. Пойманные становятся пленниками ловящих. Выигрывает та команда, в которой к концу игры оказывается больше игроков.

    Методические указания: внимательно слушать водящего, убегая, стараться не наталкиваться друг на друга (повторить 3-5 раз).

    Русская народная игра «Ткачиха»

    Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять детей в ходьбе, беге.

    Описание: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь речитатив:

    Я весёлая ткачиха,

    Ткать умею лихо, лихо.

    Ай, лю-ли, ай, лю-ли,

    Ткать умею лихо, лихо!

    Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время "челноки" должны проскочить. Если не успевают, то "заткали ниточку« (плохо ткут). Когда «челноки» пробежали, присоединяются к «деревне» встают в шеренгу.

    Правила игры: «Челноки» не должны наталкиваться друг на друга.

    Русская народная игра «Медведь»

    Цель: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

    Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.

    По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. «осалить».

    «Осаленный» также становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

    Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

    Русская народная игра «Горелочки с платочком»

    Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

    Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

    Все хором:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Посмотри на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три!

    Последняя пара беги!

    Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

    Русская народная игра «Хромая лиса»

    Цель: Упражнять детей в беге по кругу, прыжкам на одной ноге.

    Описание: Дети выбирают «Хромую лису». На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме «лисы». По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало прикоснуться к кому-то из бегущих рукой. Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим детям, потерпевший же принимает на себя роль «лисы». Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.

    Правила: Дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный лисой, должен бегать лишь на одной ноге.