Дидактическая игра "чьи хвосты". Дидактическая игра «Угадай, чей хвост

Дидактическая игра: Магазин «Хвосты»

Игра рассчитана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.В игре использую готовые картинки, для более легкого освоения материала применяю авторские стихи, так как детям трудно даются притяжательные прилагательные.

Цель:
активизация словаря по теме «Животные», закрепление умений образовывать притяжательные прилагательные, развитие внимания, усидчивости, мышления, воображения, инициативности.

Правила игры
Перед ребенком разрезные картинки с изображением животных и хвостов. Ребенку предлагается подобрать хвосты для животных. Педагог читает стихотворение, ребенок следуя по тексту находит нужный хвост и примеряет их. После каждого четверостишия, педагог опрашивает детей, чьи хвосты примеряло это животное, и чей хвост оно выбрало. Добивается четкого повторения каждого прилагательного с существительным- " лошадиный хвост", "лисий хвост" и так по всем картинкам. Можно вместе с ребенком повторить стихотворение для закрепления.

Открылся магазин «Хвосты»
Сегодня утром на поляне.
Всем приглашения раздали:
Медведю, еноту, лисе, обезьяне.


Лошадка первой прискакала,
Хвосты смотрела, примеряла
Заячий, львиный, барсучий, ослиный,
Подумав, сказала: «Мне лошадиный».


Свинья в магазин следом пришла
Хвост подобрать никак не могла.
С беличьим в луже лежать неудобно,
С волчьим - хозяин оставит голодной.

Выбрала хвост – завитушку, свиной.
Отправилась свинка с обновкой домой.


Ослик зашел в наш магазин.
Не думая долго, сразу решил:
Он хвост не возьмет себе львиный,
А с бантиком синим – только ослиный.


Модница наша – плутовка лиса.
Хвост выбирала долго она:
Львиный – не то,
Обезьяний – без меха,
Лисий взяла, с ним добьется успеха.


Волк забежал посмотреть на хвосты:
«Что посоветуешь лисонька ты?»
Лиса показала на хвостик барсучий,
Но нет, говорит, волчий все таки лучше.


Зайчишка – малыш осторожно крадется.
Вдруг волку с лисицей он попадется?
Долго не стал он хвосты выбирать-
Заячий взял и скорее бежать.


Она размышляла: « Что же мне взять?»
Хвост лошадиный – слишком большой,
Хвост обезьяний – длинный какой.
Зебриный взяла и скорее домой.


Как обезьянке без хвостика жить?
Решила она себе хвостик купить.
Крутилась, вертелась, хвосты примеряла.
Что выбрать? Бедняжка даже не знала:
Лисий, барсучий иль лошадиный,
Взяла обезьяний – он самый длинный.


Барсук хвост стал подбирать.
Давайте, ребята, ему помогать.
Заячий, лисий и лошадиный –
Красивый, пушистый, но чуточку длинный.
Барсучий понравился больше всего.
Полоски красивые есть у него.


Белка, и та, за хвостом прискакала.
Смотрела, ласкала и примеряла –
Львиный барсучий и даже свиной.
Беличий лучше – он будет мой.


Вот и закрылся наш магазин.
Остался коровий хвостик один.
Завтра хвосты еще привезут,
Своих покупателей все они ждут

Ольга Арискина

Одним из направлений развития и образования детей в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделяется речевое развитие ребенка . Оно включает в себя следующие задачи :

Владение речью как средством общения ;

Обогащение активного словаря;

Развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Развитие речевого творчества ;

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Для решения этих задач осуществляемая образовательная деятельность может быть реализована через дидактические игры . Одна из игр, которую мы используем в самостоятельной детской деятельности, является игра «Чей хвост , чья голова

Описание игры «Чей хвост , чья голова

Цель игры :

Закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи

Задачи игры :

Закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные",

Создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам,

Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные,

Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже ед. числа,

- развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных,

- развивать мелкую моторику

- развивать зрительное внимание , умение различать предметы по их силуэтному изображению.

Правила игры :

«Считалкой» игроки разыгрывают очередность хода. Следующий ход передаётся игроку по часовой стрелке. Ведущий перемешивает и раз-дает детям 2-3 игровых поля с силуэтными изображениями животных. Контуры «Голов » и «хвостов » лежат лицевой стороной вверх, при этом они не должны лежать одна на другой. Игрок выбирает только одну часть тела животного, и заполняет игровое поле проговаривая : «Это лисья голова » . При этом силуэт животного и выбранная часть тела должна совпадать. Игра считается законченной, когда заполнятся все игровые поля игроков. Выигрывает тот, у кого первым оказались закрыты игровые поля.

Игровая цель игры : быстрее заполнить игровые поля, грамматически правильно проговаривая выбранный вариант ответа.

Ход игры:

Вариант № 1

Педагог раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а за-тем поочерёдно показывает нарисованные хвосты . Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост .

Вариант № 2

Педагог просит детей назвать , хвостик какого животного (Кого) потерялся. Ребенок закрепляет родительный падеж существительных в самостоятельной речи : Хвост кого ? - Это хвост лисы .

Вариант № 3

Педагог просит назвать, тень какого животного (Кого) ребенок видит на карточке. Ребенок закрепляет родительный падеж существительных в самостоятельной речи : Тень кого? – Это тень лося.

Вариант № 4

Педагог просит детей назвать , чей хвостик потерялся . Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Вариант № 5

Дети самостоятельно ищут, где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.



Дидактическая игра «Кто где живёт?»

(3- 4 года)

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Дидактические задачи:

Материал:

Ход игры:

Дидактическая игра «Накорми животное»

(3 – 4 года)

Цель: Закрепление форм дательного падежа; активизация словаря.

Оборудование: карточка с изображением животных и едой, фломастер.

Ход игры:

Взрослый: выберите для каждого животного его любимое лакомство. Как вы думаете, кому какая еда нужна?

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Кошке – рыба, рыбу – кошке и т. д..

Дидактическая игра «Животное и их детеныши»

(3 – 4года)

Задачи: развивать зрительное внимание, зрительную память, закреплять названия животных, детенышей; расширение словарного запаса.

Материал: картинки с изображение животных и их детенышей.

Ход игры: картинки с изображение животных и их детенышей. Затем воспитатель одну картинку убирает. Дети должны догадаться, какой детеныш потерялся?

Дидактическая игра «Кто что ест?» («Кто чем питается?)

(3-5 лет)

Дидактические задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: Вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.

Ход игры:

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят, то что кушают животные и прищепками соединяют.

Средний возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут кто что ест и проговаривают слова. Дети читают слово на секторах круга и находят соответствующих животных, соединяют их прищепками.

Дидактическая игра "Кто кем был или что чем было"

(4 – 5 лет)

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем

Материал: мяч.

Ход игры:

Кем или чем раньше был:

· цыплёнок (яйцом),

· лошадь (жеребёнком),

· лягушка (головастиком),

· бабочка (гусеницей),

· ботинки (кожей),

· рубашка (тканью),

· рыба (икринкой),

· шкаф (доской),

· хлеб (мукой),

· велосипед (железом),

· свитер (шерстью) и т.д.?

Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?»

(4- 5 лет)

Задачи: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее".

Ход игры:

Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни – Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину хвостов у зверей.

Дидактическая игра «У зайки день рождения»

(4 – 5 лет)

Задачи: научить детей использовать в речи простые распространенные предложения с приложением в дательном или родительном падеже. научить правильно строить предложения; расширять словарный запас слов; развивать умение логически мыслить, выражать связно свои мысли, наблюдательность, развивать мелкую моторику рук детей.

Материал: рисунки с изображением животных (еж, лось, белка, заяц, медведь, лиса) и лакомства (грибы, яблоко, сено, мед, капуста, морковь, орехи, рыба).

Ход игры: Сегодня у зайки день рождения. Он пригласил к себе в гости лесных зверей и хочет угостить их. Догадайтесь, кому он приготовил сено, капусту, морковь, грибы, яблоко. Для кого еж приготовил мед, орехи, рыбу?

Дидактическая игра «Чьи? Чей? Чья? Чьё?»

( 5-7лет)

Цели : формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Материал: карточки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?)

Дидактическая игра

«Придумай предложение»

(5 – 7 лет)

Цель: научить детей составлять распространение предложение.

Материал: карточки

Ход игры:

Воспитатель раздает карточки со славами действиями по картинкам дети составляют предложения, используя слово действия, дополняя предложение словами признаками (какой, какая, какие).

Дидактическая игра «Говори наоборот»

( 5-7лет)

Цель: развитие мышление, активизация словарного запаса, учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: карточки.

Описание игры: подобрать пары по всем карточкам, противоположные по значению, дополняя какой, какая.

Веселый – грустный, и т.д..

Дидактическая игра «Чей хвост? Чья голова?»

(5 -7 лет)

Задачи

Обогатить словарный запас по теме «Дикие животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме, научить детей правильно образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать.

Ход игры:

Для игры понадобятся картинки с животными, у которых нет хвостов, головы. Предложить детям рассмотреть животных и ответить на вопрос: «Чего не хватает?» Отдельно лежат картинки с хвостами (головами). Предложить детям подобрать соответствующий хвост, голову для животного. Дети находят хозяина хвоста, головы и приклеивают его на место. Нужно правильно ответить на вопрос: - чей хвост? (лисий, волчий, и т. д).

Дидактическая игра «Какой сок»

Задачи: формирование лексико – грамматических категорий; образование прилагательных от существительных; согласование прилагательных с существительными; обогащение и активизация словаря.

Материал: карточки.

Ход игры:

Ребёнок внимательно рассматривает картинку и называет, из чего сделан сок. Например: сок из яблока. Далее образовывает прилагательное от слова «яблоко», согласовывая его при этом со словом «сок». Сок, какой? Яблочный сок.

Также можно провести беседу: «Какой сок ты любишь больше всего?

Из какого (-их) фрукта (-ов) или овоща (-ей) он сделан?»

Дидактическая игра «Что перепутал художник?»

Задачи: Обогатить и закрепить словарный запас, развить внимание и логическое мышление, связную речь, творческие способности, воображение, сообразительность, чувство юмора.

Материал: карточки.

Ход игры : определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор

Павлова Оксана Вячеславовна – Воспитатель МДОУ Кубринский детский сад «Рябинка» с. Кубринск, Переславский район, Ярославская область
Дата поступления работы на конкурс: 04.03.2017г.

Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики. Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Дидактические задачи: - Закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

Младший возраст. Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Средний возраст. Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Старший возраст. Дети ежедневно самостоятельно ищут где чей хвост и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Дидактические игры с прищепками для детей 2 – 3 лет

На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно – действенное мышление, в конце года проявляются основы наглядно – образного мышления, но ведущую роль занимает – ИГРА!

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В своей, первой младшей группе, я использую инновационную методическую продукцию «Игры с прищепками для детей 2-3 лет», которую использую на уровне группы. Данная инновационная технология, позволяет усваивать детьми определенные знания, умения и навыки.

Цель и задачи данной технологии таковы:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет
  2. Развивать познавательную активность детей
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
  4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость
  5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию



Логопедическая игра для дошкольников «Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова?» предназначена для закрепления у детей с нарушениями речи умения образовывать притяжательные прилагательные. В этой игре дети припоминают внешний образ диких животных, подбирают к туловищу хвост и голову, правильно их называют.

Многие дошкольники с речевыми нарушениями с трудом усваивают притяжательные прилагательные, поэтому для этой работы приходится использовать несколько вариантов игр. Идею изготовления диких животных из фетра я взяла на просторах интернета, но выполнила их из цветного картона и приклеила магниты. Данная логопедическая игра будет полезна не только учителям-логопедам, но воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей.

Цель игры:

Коррекционно-образовательная : активизация словаря и обобщение знаний детей об обитателях леса - диких животных; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные; отработать навык правильного употребления в речи падежных окончаний;

Коррекционно-развивающая: учить детей отгадывать загадки; работать над развитием психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, зрительного гнозиса;

Воспитательная: дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;

Оборудование: игрушки диких животных; изображение диких животных с детенышами около их «домиков»; магнитная доска, части диких животных, деревья, птицы.

Ход игры:

1. Беседа с детьми о диких животных.

Дети выбирают игрушки диких животных и отвечают на вопросы логопеда:

Назовите, каких диких животных вы знаете?

Как выглядит?

Как зовут детенышей?

Где живут?

2. Логопед предлагает отгадать загадки о диких животных:

Рыже-огненный комочек,

С хвостиком как парашют,

По деревьям быстро скачет,

Был он там…

Теперь уж тут.

Быстрый он как стрелочка.

Так ведь это… (белочка)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Долго спит и видит сны.

(медведь)

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её?..

3. Логопедическая игра «Чьё туловище? Чей хвост? Чья голова?»

Ребята, я подготовила для вас картинку с изображением лесной полянки, на которой любят собираться дикие животные (дети подходят к мольберту с магнитной доской). Но посмотрите, что случилось? Наверное ветер-проказник налетел, разбросал все картинки. Давайте разложим всё по местам. Это чьё туловище? (заячье), голова чья? (заячья), хвост чей? (заячий), кто это? (заяц).

Таким же образом раскладываются изображения волка, лисы, медведя, белки, отрабатывается практическое употребление притяжательных прилагательных.

Кто находится на лесной полянке? (дикие животные - волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж)

Кого можно встретить на лесной полянке? (волка, лису, зайца, медведя, белку, ежа)

С кем можно встретиться в лесу? (с волком, с лисой, с зайцем, с медведем, с белкой, с ежом)

Кому нравится жить в лесу? (волку, лисе, зайцу, медведю, белке, ежу)

О ком мы говорили сегодня на занятии? (о волке, о лисе, о зайце, о медведе, о белке, о еже)